Газета является печатным органом
Движения "Суть времени"

User menu

Концептуальная война

В Африке в настоящий момент не осталось ни одного сильного государства, способного в обозримой перспективе выдвинуться на роль центра процессов консолидации континента в целях форсированного развития

Макрорегиональные амбиции Алжира (который стремился стать ядром сильного интеграционного объединения в Магрибе) были в решающей степени подорваны гражданской войной. Эта война началась в конце 1991 года с победы оппозиционного «Исламского фронта спасения» в первом туре выборов над правящей партией «Фронт национального освобождения», отмены второго тура выборов и установления военного режима власти, и завершилась лишь в 2002 году.

опубликовано в №190 от 10 августа 2016 г.

4.5. Проблема «тормозящего» влияния права обычая в сфере государственного и частно-предпринимательского освоения богатств Африки — не единственная. Вторая сложнейшая проблема — кадровая бедность подавляющего большинства постколониальных африканских стран.

опубликовано в №186 от 13 июля 2016 г.

Преобладающее в большинстве стран Африки традиционное общество характеризуется очень высокой рождаемостью. В то же время внедрение в африканских странах, начиная с позднего колониализма, минимальных достижений западной медицины и санитарно-эпидемиологических норм — очень существенно снизило смертность, и в особенности детскую смертность. Результатом таких демографических трансформаций на континенте стал быстрый рост населения и острый дефицит земли и воды, прежде всего в африканской деревне.

опубликовано в №185 от 6 июля 2016 г.

Сегодняшняя и будущая судьба огромного континента, с его спецификой разнообразных географо-климатических зон, богатейшей историей, множеством разных стран и народов, определяется сложной системой взаимоувязанных разнообразных влияний, как внутренних, так и внешних. И эта судьба, конечно же, не может быть описана в рамках какого-либо единого сценарного подхода.

опубликовано в №184 от 29 июня 2016 г.

Каждый год фонд FAES собирает летнюю школу, на которой уже много лет на закрытии обязательно и бессменно выступают и Азнар, и Рахой. Вот что сказал Азнар в заключительном выступлении на летней школе FAES 2015 года...

опубликовано в №174 от 20 апреля 2016 г.

Вовлечение правящих кругов разных стран в мироустроительные войны, которые ведут США на всех континентах, обычно заканчивается плачевно для самих «вовлеченных». Здесь невольно напрашивается параллель с христианскими сюжетами о заключивших сделку с дьяволом, которые не только губят свою душу, что прямо оговорено, но и не получают тех благ, которые им обещаны за погибель души.

опубликовано в №173 от 13 апреля 2016 г.

От эпохи перестройки, разрушившей нашу страну, нас отделяет уже четверть века. Постепенно возникает отдельная разновидность историков — «специалистов по русской перестройке». Но стоит ли дожидаться момента, когда последние достоверные факты и обстоятельства того периода окажутся подтасованы, трактовки переиначены, а весь перестроечный период превратится в «белое пятно» на исторической карте? Как попали в сферу общественного интереса и почему стали значимыми для общественного мнения такие термины, как «новое мышление» или «экологическая нравственность»? А ведь эти понятия вошли в перестроечный лексикон не сразу и не случайно. Прежде они долго и тщательно формировались и прилаживались друг к другу, подпертые авторитетом значимых для советского общества научных имен.

опубликовано в №173 от 13 апреля 2016 г.

В мае 2008 года журнал Foreign Affairs, издаваемый крупнейшим американским внешнеполитическим аналитическим центром — Советом по международным отношениям (СМО), опубликовал статью президента СМО Ричарда Хааса, в которой было объявлено об окончательном наступлении «эпохи бесполярности». Речь шла о новом мировом порядке, пришедшем после окончания холодной войны на смену Вестфальской системе, а также о том, что важнейшим признаком этого нового порядка является ослабление национального государства. При этом подчеркивалось, что ослабление национального государства сопровождается ростом численности и укреплением негосударственных «центров силы» (акторов) — как национальных, так и транснациональных.

опубликовано в №165 от 17 февраля 2016 г.

В XVI веке историки польского Возрождения сформулировали две этногенетические гипотезы (Сарматская и Мосохова гипотезы) происхождения славян, которым суждено было сыграть огромную роль в судьбе стран Восточной Европы, в том числе — нашей Родины. Эти гипотезы в духе того времени возводили корень славянских племен к библейским праотцам — Симу или Иафету, сыновьям Ноя.

опубликовано в №145 от 16 сентября 2015 г.

Чем еще «удивила» американские спецслужбы русская «электронная разведка»? В конце октября в США возник новый — негромкий, но очень встревоживший американскую элиту — «шпионский скандал».

опубликовано в №105 от 26 ноября 2014 г.

В предыдущих частях статьи мы обсудили содержание американского концепта «подавления через вовлечение» и ключевые способы (и факты) использования этого концепта американцами при подавлении союзников и противников. А также разобрали некоторые крупнейшие события, объясняющие, почему именно Россия в 2014 г. оказалась главным стратегическим врагом США и их ближайших геополитических партнеров.

опубликовано в №104 от 19 ноября 2014 г.

Как мы уже обсудили, новизна нынешней эпохи состоит в том, что США получили двуединый мощный концептуальный инструмент влияния на массы и элиты стран, которые они хотят использовать в своих интересах. Это, во-первых, подавляющее влияние на формирование «повестки дня» и интерпретацию событий в мировых СМИ и интернете. Это, во-вторых, всеохватывающая американская система электронной разведки, позволяющая США получать несанкционированный доступ к конфиденциальной информации частного и служебного характера почти в любой стране мира.

опубликовано в №100 от 22 октября 2014 г.

Ранее мы обсудили, каким образом ведущие элитные группы США выстраивают свой обновленный концепт глобального доминирования и какими механизмами обеспечивают вовлечение широких масс и элит множества стран в поддержку и реализацию американских целей и интересов. Кто-то может, видимо, усомниться: мол, я всё это выдумал. Где признаки того, что США вообще занимаются этим самым «подавлением через вовлечение»? Кто об этом из серьезных американских политиков или экспертов говорит? Где доказательства?

опубликовано в №101 от 29 октября 2014 г.

На днях мне попалась на глаза статья Михаила Ростовского в «Московском комсомольце» под названием «Байден, ЕС и санкции. На каком крючке США держат Европу?». В ней автор задается вопросом о том, почему сегодняшняя Европа, причем явно во вред себе, раз за разом поддерживает антироссийские внешнеполитические инициативы США? В этой статье я попытаюсь ответить.

опубликовано в №99 от 15 октября 2014 г.

11 сентября 2014 года, отпевая одного из бандеровских вояк, погибших во время боев на Донбассе, капеллан «Правого сектора», униатский священник Николай Зализняк выступил с совершенно невозможным для христианского священнослужителя заявлением. Он сказал: «За каждого из наших лягут их десятки. Они пришли сюда, потому что им нужна наша земля. Они хотят, чтобы мы отдали им нашу землю. Мы сделаем это, но наоборот: не им землю, а их отдадим нашей земле!»

опубликовано в №96 от 24 сентября 2014 г.

В перестройку Украина вступала с активными, хотя еще политически недооформленными радикально-националистическими течениями. Такие течения были в диссидентской среде и концентрировались вокруг созданной к началу 1980-х гг. Украинской Хельсинской группы. А далее обрастали преимущественно интеллигентскими по составу полуформальными организациями («Украинский христианский демократический фронт», экологическое движение «Зеленый мир», «Украинский демократический союз», «Мемориал» и др.), начавшими использовать «демократизацию и гласность» для антисоветской и (поначалу умеренной) националистической пропаганды.

опубликовано в №85 от 9 июля 2014 г.

В начале 1950-х — после уничтожения на Украине в бою с отрядом НКВД главы УПА Романа Шухевича и ликвидации большинства подпольных бандгрупп УПА — в украинской эмиграции, и в том числе в рядах ОУН (р), укрепляются позиции сторонников смягчения отношения к СССР. Большую роль в этом играет успех Москвы в «продавливании» для Украины статуса отдельного члена недавно созданной ООН. Многие националисты-эмигранты, наблюдая успехи СССР в послевоенном экономическом восстановлении, воспринимают это событие как принципиальное повышение статуса Украины и украинцев в набирающей силу советской империи.

опубликовано в №84 от 2 июля 2014 г.

Действуя после войны в Германии под крылом «Организации Гелена» и англо-американских спецслужб, Бандера уделял внимание не только организации на Украине партизанской войны УПА и диверсионно-разведывательных операций в интересах своих хозяев. Одновременно он занялся осмыслением концепции, стратегии и тактики дальнейших действий своей ОУН [переименованной в ОУН (р), революционная].

опубликовано в №83 от 25 июня 2014 г.

Украинские радикал-националисты в 1944–45 годах активно готовили, а затем осуществляли массовый и организованный отход на Запад. История этого отхода и детали его поддержки германскими и новыми (в первую очередь американскими) хозяевами достаточно подробно описаны в статьях исторической рубрики нашей газеты и в материалах нашей «антибандеровской» выставки. Но одновременно с подготовкой отхода все фракции украинских радикальных националистов вели широкую работу на Украине и в эмиграции, призванную к моменту завершения войны максимально нарастить их концептуально-политический капитал.

опубликовано в №82 от 18 июня 2014 г.

С начала 1944 г. отступающим гитлеровским войскам была очень нужна помощь союзных сил, особенно в тыловой борьбе с партизанами, которые постоянно разрушали железнодорожные коммуникации и нередко фактически просто блокировали снабжение германских дивизий. Бандеровская УПА стала на Украине такой решающей союзной силой, и этот факт многократно документально доказан, в том числе немецкими архивами.

опубликовано в №81 от 11 июня 2014 г.

В начале 1943 г. бандеровское руководство, обеспокоенное растущей популярностью «мельниковцев» и «бульбовцев» среди украинских масс, поставило перед собой задачу уничтожить конкурирующие националистические организации, одновременно включив в силовой потенциал ОУН (б) военный контингент их боевых частей. Для этого были использованы и политические переговоры, и переманивание на свою сторону низового контингента националистических конкурентов, и точечные ликвидации, и массовые расправы.

опубликовано в №80 от 4 июня 2014 г.

В начале 1941 г. командование ОУН (б) уже знало о предстоящем нападении Германии на СССР. И направило главе абвера Канарису предложения создать украинскую армию, которая должна вместе с вермахтом воевать с Советами. Канарис откликнулся и 25 февраля 1941 г. дал санкцию на формирование «Украинского легиона».

опубликовано в №79 от 28 мая 2014 г.

«Интегральный национализм» (а по сути — радикальный внеморальный нацизм) Дмитро Донцова, который мы обсуждали в предыдущей статье, не был единственным концептуальным порождением украинской националистической смуты рубежа 20-х годов ХХ века. В концептуальном котле той бурной эпохи «вываривались» и другие представления о будущем украинстве и украинской государственности.

опубликовано в №78 от 21 мая 2014 г.

Трагические события украинского «майданного переворота» освещаются прессой, в основном, в их катастрофической «фактологической» части. И, как мы видим, вызывают в большинстве российского общества определенное недоумение: откуда взялась эта преисполненная ненависти к «москалям» и «омоскаленным» дьявольская сила, которая уже несколько месяцев «панует» на Украине?

опубликовано в №77 от 14 мая 2014 г.

В предыдущей статье мы говорили об укоренении в международных отношениях практики «двойных стандартов», основанной на постмодернистских интерпретациях международного права. И остановились на крупнейшей международной коллизии конца ХХ века, где было массированно применено это концептуальное оружие — войне НАТО против Сербии в 1999 г., завершившейся отторжением Косова.

опубликовано в №70 от 26 марта 2014 г.

То, что произошло на Украине, является дирижируемым извне антиконституционным антидемократическим мятежом, нагло и активно поддерживаемым Западом вообще и прежде всего США. И если уж надо этот мятеж называть «революцией», то речь идет о «банановой революции». То есть о перевороте, который колонизатор осуществляет на подконтрольной ему территории, лишенной фактического суверенитета.

опубликовано в №66 от 26 февраля 2014 г.

«Почва», на которой произрастал германский нацизм, сильно отличалась от той, что была в Италии. Об этом написано очень много и сторонниками, и особенно врагами нацизма. Коммунистические авторы делают акцент на особенно сильном, организованном и точно понимающем свои интересы германском капитализме (о чем писали и Маркс, и Ленин, и что признают все исследователи). И считают, что нацизм был «сконструирован» крупным германским капиталом для реализации планов империалистической экспансии. Эту (авторитетную до сих пор) позицию сформулировал Коминтерн в 1936 г.

опубликовано в №62 от 29 января 2014 г.

Уже с середины 1920-х годов власть Муссолини и его партии в Италии стала почти бесспорной. Неразгромленные остатки коммунистов ушли в подполье. Социалисты были политически раздавлены, их значительная часть влилась в фашистскую партию. Демократы, а также большинство католиков-пополаров после фактического заключения мира между фашистами и Ватиканом стали союзниками Муссолини.

опубликовано в №61 от 22 января 2014 г.

Фашистский переворот в Италии завершился торжественным маршем по улицам Рима фашистских когорт, уходивших из города. 30 ноября 1922 г. Муссолини объявил состав правительства, куда вошли не только фашисты, но и представители пополаров, демократов и либералов. Себе Муссолини оставил министерства внутренних и иностранных дел.

опубликовано в №59 от 18 декабря 2013 г.

После решения конференции в Раппало и поражения «вольного города Фиуме» Муссолини (вполне в духе Макиавелли и Лебона) в очередной раз круто меняет позицию. Если раньше он поддерживал Д’Аннунцио статьями в своей партийной газете Popolo d”ltalia (Народ Италии), провозглашая лозунг «Фиуме или смерть», то теперь он пишет «Фашизм не может быть непримиримым в вопросах внешней политики. Соглашение о Фиуме и восточной границе приемлемо».

опубликовано в №58 от 11 декабря 2013 г.

Еще раз подчеркнем, что именно итальянский фашизм — впервые в Новой истории — реализовал основные концепты «теории элит» и решительно и открыто отменил фундаментальные принципы Великой французской революции — Свободу, Равенство, Братство. Успех этой попытки нельзя понять без анализа причин и условий прихода фашистов к власти. Здесь, как говорится, дьявол кроется в деталях. А потому — об этих деталях.

опубликовано в №57 от 4 декабря 2013 г.

Создание и политическое становление итальянского фашизма неразрывно связано с именем Бенито Муссолини. При обсуждении этой фигуры необходимо избежать двух «методологических искушений». Первое — превратиться в биографа Муссолини. Второе — полностью наплевав на биографические подробности, посвятить статью анализу специфики итальянского фашизма.

опубликовано в №56 от 27 ноября 2013 г.

Из работ по теории элит, которые мы обсудили ранее (и которые очень внимательно «осваивали» империалистические идеологи), следовало несколько достаточно ясных концептуальных выводов в части возможностей «остановить красных».

опубликовано в №55 от 20 ноября 2013 г.

Теория элит (которую иногда, избегая слова «элиты», называют социологией власти, теорией социальной стратификации и пр.) как отдельный раздел социальной науки возникла только в XIX веке и далее получила развитие в веке ХХ.

опубликовано в №53 от 6 ноября 2013 г.

Роль Отто фон Бисмарка в том, что касается построения мощного немецкого государства, признается не только друзьями, но и врагами «железного канцлера». Но и друзья, и враги этого объединителя Германии, заявившего, что государство строится железом и кровью, не слишком склонны обсуждать, какое именно государство построил Бисмарк. Да, говорят и те и другие, Бисмарк построил мощное государство, преодолел противоречия между добуржуазными элитами (прусской военной аристократией прежде всего) и восходящей новой буржуазной элитой. Но и не более того. Даже Ленин — один из самых глубоких аналитиков своей эпохи — проводя параллели между Бисмарком и Столыпиным, не счел необходимым детально проанализировать «бисмаркианство», поставив его в один ряд с марксизмом.

опубликовано в №52 от 30 октября 2013 г.

Лично я убежден в том, что марксизм содержит в себе огромный не до конца раскрытый (а то и вообще не раскрытый) потенциал. Что марксизм не холоден, а горяч (вспомним «Апокалипсис», в котором Сидящий на троне, обращаясь к ангелу Лаодикийской церкви, говорит: «Знаю дела твои; ты не холоден и не горяч; о если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст моих»). Увы, в XXI веке слишком многие рассуждают о судьбах человечества не холодно и не горячо, а непонятно как.

опубликовано в №51 от 23 октября 2013 г.

Нам необходимо что-то определить с Марксом. Да, с Марксом. Потому что это совсем не простой вопрос для «Сути времени». Во-первых, я абсолютно твердо уверен, что большинству по самым разным причинам Маркс крайне симпатичен. И я, может быть, и стал бы это переламывать, если бы не одно тайное обстоятельство: мне он тоже симпатичен. Зачем мне это переламывать, если он мне глубоко симпатичен и интересен? Но даже если бы он мне, предположим, был не так интересен, как мне он интересен на самом деле, а он мне очень интересен… я бы все равно занял какую-то позицию.

опубликовано в №47 от 25 сентября 2013 г.

Как я уже писал в предыдущей статье, в начале ХХ века идеи «коллективизма буржуазной нации» (Бернштейн и др.) и возможности окончательной победы грядущего «ультраимпериализма» (Каутский) вызвали среди социалистов острую концептуальную полемику и множественные идеологические расколы. Первыми ощутили особую опасность этих расколов для международного социалистического движения Роза Люксембург и Ленин.

опубликовано в №33 от 19 июня 2013 г.

Как мы уже показали в предыдущих статьях, после роспуска в 1876 г. Первого Интернационала марксистские концептуальные позиции по вопросу о пролетарском интернационализме заметно пошатнулись. И это не могло не вызвать у марксистов стремление как-то исправить положение. Одним из исправителей стал Эдуард Бернштейн.

опубликовано в №32 от 12 июня 2013 г.

Уничтожение таких отношений между нациями, которые приводят к эксплуатации одних наций другими… Уничтожение таких отношений между нациями, которые приводят к вражде наций между собой... Воистину это благороднейшая цель! Но почему достижение этой цели должно породить уничтожение наций как таковых? Откуда это следует? Почему не может возникнуть братской семьи народов — такой, которая реально возникла в Советском Союзе?

опубликовано в №31 от 5 июня 2013 г.

Биография молодого Маркса в чем-то повторяет биографию Фейербаха. Маркс, который родился в 1819 г., также изначально был гегельянцем и входил в круг так называемых младогегельянцев. Маркс также решительно перешел от идеализма Гегеля к материализму. Маркс также широко использовал и переосмысливал ключевые методы и категории философской системы Гегеля (в особенности гегелевскую диалектику).

опубликовано в №30 от 29 мая 2013 г.

Есть ли у коллективизма будущее? Для нас этот вопрос, безусловно, имеет ключевое значение. Поскольку если у коллективизма будущего нет, то его нет и у любого проекта, предполагающего построение нового общества на основе советских традиций.

опубликовано в №29 от 22 мая 2013 г.

Одним из наиболее влиятельных теоретиков коллективистского социализма (и одновременно противников марксизма) в XIX веке был Пьер Прудон.

опубликовано в №28 от 15 мая 2013 г.

Продолжаю свое «полуакадемическое» описание борющихся исторических концептов. И перехожу к рассмотрению основных воззрений коллективизма.

опубликовано в №26 от 1 мая 2013 г.

Развертывание концептуальной войны между сторонниками коллективизма/социализма и индивидуализма/либерализма в XIX веке и далее шло в условиях уже давно и прочно закрепившегося в евроатлантическом мире индивидуалистического буржуазного Модерна.

опубликовано в №25 от 24 апреля 2013 г.

Противопоставление индивидуализма и коллективизма, видимо, было на памяти человечества почти всегда.

опубликовано в №24 от 17 апреля 2013 г.

Как мы установили, уже к началу ХХ века по вопросу смысла истории фактически сложились две противостоящих коалиции: «прогрессисты» (исторические позитивисты, уверенные в прогрессе как законе истории, и исторические активисты, считающие деятельность человека одним из важных факторов прогресса) — и

опубликовано в №21 от 27 марта 2013 г.

Предыдущую статью мы завершили вопросом: что значит не впускать в себя враждебные концепты?

Сначала — еще раз о том, что же такое концепты.

опубликовано в №20 от 20 марта 2013 г.

Меня при знакомстве с постмодернистскими концептами все время мучил вопрос: откуда все это взялось?

опубликовано в №19 от 13 марта 2013 г.

Какими же еще свойствами наделен предъявляемый Делёзом и Гваттари номадологический мир? И почему, с какого, как говорится, рожна, этот мир-ризома стал таким?

Постмодернисты отвечают: это — мир Руин.

опубликовано в №18 от 6 марта 2013 г.

Странник, ненавидящий окружающий его зыбкий мир-ризому, отправляется в путь. Он ищет настоящий смысл и настоящую целостность, на которые можно опереться. Ищет незыбкое, прочное, настоящее.

опубликовано в №17 от 27 февраля 2013 г.

Что делает человек, которого уже совсем «достала» бессмысленность окружающего пространства симуляции и который боится и не хочет окончательно утонуть в виртуальном? Он отправляется в странствие.

опубликовано в №16 от 20 февраля 2013 г.

Так что же делают Бодрийяр и другие постмодернисты?

опубликовано в №14 от 6 февраля 2013 г.

Фильм «Матрица» — о симуляции, поглотившей и подчинившей все сферы человеческой жизни — постоянно и назойливо отсылает к Бодрийяру. В фильме даже показана крупным планом обложка его книги «Симулякры и симуляция». Но что такое фильм «Матрица»?

опубликовано в №13 от 30 января 2013 г.

Я обещал показать, как именно постмодернисты внушают нам всем, что между реальностью и виртуальностью нет никакой разницы. Этим и займусь.

Наиболее яркая фигура здесь — Жан Бодрийяр.

опубликовано в №12 от 23 января 2013 г.

Расхожее представление о том, что постмодернисты отрицают реальность любого бытия, — глубоко ложно. Реальность любого бытия отрицают пациенты сумасшедшего дома. Например, герой гоголевских «Записок сумасшедшего». Да и то речь может идти только о частичной потере чувства реальности.

опубликовано в №11 от 16 января 2013 г.

Постмодернисты — например, Жак Деррида — обвиняют философскую классику в том, что ее концепты («присутствие», «действительность», «тождество», «истина» и т. д.) предполагают некий универсальный и подлинный смысл.

опубликовано в №10 от 26 декабря 2012 г.

 

Быть или не быть, вот в чем вопрос.
У.Шекспир. «Гамлет»

опубликовано в №9 от 19 декабря 2012 г.

Уже к началу-середине XIX века очень многим мыслителям Запада стало ясно: то, что философы, политики, ученые называли Модерном и осознавали как «магистраль развития» в рамках Нового и Новейшего времени, — очевидным образом «проваливается».

опубликовано в №8 от 12 декабря 2012 г.

На конференции Института Санта Фе в 1996 г. Стивен Манн сделал доклад «Реакция на хаос». Доклад был опубликован в 1997 г. в сборнике Вашингтонского Университета национальной безопасности «Сложность, глобальная политика и национальная безопасность».

опубликовано в №7 от 5 декабря 2012 г.

Наверное, нашим читателям не нужно доказывать, что создание хаоса у противника как один из способов ведения войны – явление не новое. Нарушить системы связи и оповещения... Дезинформировать врага насчет своих планов, дислокации войск, направлений ударов и применяемых средств...

опубликовано в №6 от 28 ноября 2012 г.

В 2004 году вышла книга Збигнева Бжезинского «Choice: Global Domination or Global Leadership» (в русском переводе «Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство»).

Что в ней сказано?

опубликовано в №5 от 21 ноября 2012 г.

В предыдущей статье я цитировал заявления Кондолизы Райс и Джорджа Буша, сделанные летом–осенью 2005 г., о решении Америки предоставить в странах Ближнего Востока свободу «тяжелой работе» демократии. И ради этого оказывать поддержку диссидентам как будущим политическим лидерам наций.

опубликовано в №4 от 14 ноября 2012 г.

Вначале – две цитаты по теме.

опубликовано в №3 от 7 ноября 2012 г.

Мы начали обсуждение концептуальных войн со статьи Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории?». В этой статье Фукуяма вводит два основных признака конца истории. Первый – окончательная победа либерализма (а значит, приобретение либерализмом универсального характера). Второй...

опубликовано в №2 от 31 октября 2012 г.

Не всегда легко провести грань между идеологической войной и войной концептуальной. Слово «концепт» имеет слишком много значений.

опубликовано в №1 от 24 октября 2012 г.