Газета является печатным органом
Движения "Суть времени"

User menu

Культурная война

Василий Перов. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862 г.
В последнее десятилетие возникла и потребность в «концептуальном» обновлении представлений об истории передвижников, соответствующих специфике рыночно-потребительского сознания современных «покупателей искусства» и обслуживающих их «арт-деятелей»

В ноябре 2015 — мае 2016 года в газете «Суть времени» был опубликован цикл статей «Десоветизация живописи». В этих статьях я охарактеризовал опасные процессы, происходящие в последние десятилетия в сфере истории русского искусства, где, как и в других областях, определенные силы стремятся извратить или даже, по точному выражению С. Е. Кургиняна, «обнулить» жизненно важные для отечественной культуры традиции, выбить опоры и затуманить ориентиры, которые могли бы помочь выйти из того социального и духовного кризиса, в котором мы находимся.

опубликовано в №196 от 21 сентября 2016 г.

С какой стати в рамках буржуазного уклада жизни вдруг начинают отменяться семейные ценности, которые для этого уклада являются определяющими? С какой стати начинают отменяться эти ценности, не подвергавшиеся ревизии на более ранних этапах существования человечества?

опубликовано в №184 от 29 июня 2016 г.

1 мая 2016 года мэрия Новосибирска организовала так называемое «Всешествие» — молодежную акцию или «большую городскую прогулку в костюмах (или без), с транспарантами» и музыкальный концерт. Всё это было сделано в противовес готовящейся Монстрации, участников которой, тем не менее, пригласили пройтись в общей колонне.

опубликовано в №182 от 15 июня 2016 г.

Лет 10 назад в Новосибирске появилось странное действо под названием «Монстрация». В 2004 г. художник Артем Лоскутов (1986 г. рождения) вывел на центральную площадь Новосибирска несколько десятков человек под абсурдными лозунгами «Ы-ы-ть!», «Крокодил, крокодю и буду крокодить!», «Таня, не плачь!», назвав это шествие «Монстрацией». Возникает вполне резонный вопрос: откуда у 18-летнего молодого человека такая прыть?

опубликовано в №180 от 1 июня 2016 г.

В начале 1970-х годов значительная часть гуманистически настроенной советской художественной интеллигенции стала разуверяться в прежних идеалах и — очень часто — предавать их, всё более обращая взор в сторону Запада или религиозных систем прошлого. (Характерно, что в творчестве того же Ю. Норштейна на смену революционным образам пришел «Ежик в тумане».)

опубликовано в №177 от 11 мая 2016 г.

В предыдущих статьях этого цикла речь шла о различных проявлениях в музейно-выставочной деятельности и современном искусствознании тенденций и «установок», направленных на дискредитацию и прямое отрицание идей и идеалов, определявших своеобразие и энергию советского общества и его культуры.

опубликовано в №176 от 4 мая 2016 г.

В предыдущей части нашего цикла мы уже начали разговор о Павле Варфоломеевиче Кузнецове — одном из тех крупнейших мастеров ХХ века, художественное наследие которых является лучшим свидетельством лживости насаждаемых в последние десятилетия мифов о чуждости советского реализма «магистральным путям мирового искусства» и «заламывании рук» (А. Ерофеев) художникам при его «насаждении». Мифов, на основании которых, как мы видели, строятся концепции «десоветизаторских» выставок, а в музеях (как выражается нынешний заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Кирилл Светляков) «убирают коммуняк», заполняя экспозиционные залы более чем сомнительными плодами «антисоветского и постсоветского» творчества.

опубликовано в №171 от 30 марта 2016 г.

В прошлой статье среди прочего говорилось о кризисном состоянии нынешнего российского искусствознания, о его неготовности (да и нежелании) отвечать на серьезнейшие вызовы времени — на потребность в подлинной гуманизации, воссоединении с высшими энергиями минувших столетий, живом упоре человеческого духа в общее для всех нас природное пространство.

опубликовано в №168 от 9 марта 2016 г.

Вот и закончилась выставка Валентина Серова. Уже две недели в «намоленном красном углу» большого зала на Крымском валу не висят портреты Николая Второго и его теплохладных родственников. СМИ не передают похожие на сводки с места боевых действий сообщения о размерах очереди «на Серова». Министр культуры не проверяет качество горячей каши из полевой кухни для очереди. А в интернете лишь изредка появляются запоздалые селфи с выставки.

опубликовано в №164 от 10 февраля 2016 г.

Если в предыдущих статьях речь шла о важных, но остающихся неизвестными посетителям выставки Серова особенностях его личности и творческого пути, то здесь мы рассмотрим, что и какими методами попытались сделать из художника ее устроители.

опубликовано в №161 от 20 января 2016 г.

В предыдущей статье уже были кратко охарактеризованы некоторые общие черты и качества жизни и творчества Серова после поражения революции 1905 года. В этой статье хотелось бы остановиться на особенностях его «самостоянья» в социальной и художественной жизни России 1906–1911 годов поподробнее.

опубликовано в №160 от 30 декабря 2015 г.

В предыдущих статьях мы уже говорили о важнейшем для понимания личности и творчества Серова, но фактически проигнорированном устроителями выставки на Крымском валу «сюжете», а именно — нелицеприятности его характеристик членов «дома Романовых», его отказе писать царские портреты («в этом доме я больше не работаю») и его вполне определенной социальной и художественной позиции в период революции 1905–1907 гг. и последующей реакции.

опубликовано в №159 от 23 декабря 2015 г.

Продолжая начатую в предыдущих статьях характеристику личности Серова, основных этапов его жизни и среды, вне которой трудно понять его стремления и идеалы, хотелось бы подчеркнуть, что близкая «атмосфера» царила в другом, не менее важном для Серова как человека и гражданина культурном очаге — расположенной близ Твери усадьбе Домотканово. В 1886 году усадьбу приобрел друг Серова по Академии Владимир фон Дервиз, женившийся на двоюродной сестре Серова Надежде Симонович. По словам матери художника, «Домотканово имело громадное воспитательное влияние на склад «твердого, граждански выработанного» характера Валентина Александровича, считавшего живущую здесь семью «своим нравственным термометром».

опубликовано в №158 от 16 декабря 2015 г.

Мне хотелось бы обратить внимание читателей на некоторые из этапов, моментов и аспектов становления личности Валентина Серова и его биографии — важных, но практически не входящих в поле зрения посетителей выставки Серова на Крымском валу.

опубликовано в №156 от 2 декабря 2015 г.

В газете «Суть времени», № 97 (1 октября 2014 года) была опубликована моя статья «Левитан и мы». В ней шла речь о сложной и тревожной ситуации, сложившейся в современном изучении, интерпретации русской классической живописи. О размывании критериев и утрате важнейшей гуманистической сердцевины (традиций) не только расплодившимися в последние десятилетия опустошенными и над всем иронизирующими постмодернистами, но и людьми, казалось бы, непосредственно призванными хранить память сердца нашей культуры.

опубликовано в №155 от 25 ноября 2015 г.

Каждое 10 февраля является памятным днем для испанских неофашистов. Потому что 10 февраля 1943 года в битве у Красного Бора под Ленинградом было разгромлено испанское добровольческое подразделение «Голубая дивизия». В очередной памятный день, 10 февраля 2015 года, на мадридском кладбище Альмудена Братство «Голубой дивизии» провело традиционную поминальную церемонию. Церемония состоялась у памятника, установленного в честь солдат «Голубой дивизии», погибших в России. В уставных документах Братства подчеркнуто, что целью организации является сохранение исторической памяти и изучение истории. То есть, по оценке Братства церемония в честь солдат «Голубой дивизии» — это мероприятие по сохранению исторической памяти.

опубликовано в №155 от 25 ноября 2015 г.

В России мало знают об испанской организации Национальное Братство «Голубой дивизии», объединяющей ветеранов «Голубой дивизии», родственников дивизионеров и просто сочувствующих тем, кто воевал в России в составе войск вермахта. Но так как эта организация всё активней работает не только в Испании, но также в России и СНГ, — важно понимать, в чем именно заключается ее деятельность.

опубликовано в №154 от 18 ноября 2015 г.

В октябре 2015 года была присуждена Нобелевская премия по литературе. Премию за «многоголосое творчество — памятник страданию и мужеству в наше время» получила белорусская писательница Светлана Алексиевич. Уже много раз обсуждалось, чем руководствуется Нобелевский комитет, выдавая те или иные премии. Например, премию мира — Обаме или литературную премию — Алексиевич. А ну как Нобелевский комитет руководствовался тем, что Алексиевич считает Россию и Белоруссию тоталитарными государства, Крым — украинским, а Путина — лжецом, отрицающим очевидный факт, что в Донбассе воюет российская армия?

опубликовано в №151 от 28 октября 2015 г.

За последние несколько лет мне довелось посмотреть ряд выпускных студенческих спектаклей театральных вузов. И не могу не поделиться своими тревожными ощущениями. Ощущаю же я то, что некоторые вызревающие в театральной молодежной среде негативные тенденции грозят вскоре заполонить театральные подмостки, низводя высокое предназначение театра до уровня всепожирающей мерзости.

опубликовано в №149 от 14 октября 2015 г.

27 августа 2015 г., в День кино, в широкий кинопрокат (в 850 кинотеатрах по всей стране) вышел полнометражный анимационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы» (режиссер-постановщик — Сергей Антонов, сценаристы — Виктор Стрельченко, Тимофей Вeронин, художник-постановщик — Юрий Пронин, композитор — Иван Урюпин, продюсеры — Вадим Сотсков, Игорь Мещан, Сергей Зернов), как особо подчеркивалось — «от создателей картины «Звездные собаки: Белка и Стрелка» (производство ООО «КиноАтис»). Сопровождался фильм мощной и грамотно построенной рекламной кампанией (показ трейлеров по детским телеканалам, рекламные щиты и баннеры, объявления в Московском метро (!), обещавшие зрителям «самое настоящее чудо»...).

опубликовано в №148 от 7 октября 2015 г.

Понятие «герой» в литературном русском языке имеет два широких неравнозначных толкования. Во-первых, герой — это человек, совершивший подвиг. Данное понятие апеллирует к нравственности. Во-вторых, герой — это главное действующее лицо художественного произведения. Данное понятие к нравственности не апеллирует (обсуждение второго значения не входит в нашу задачу, хочется лишь обратить внимание на факт этого совпадения, красноречивый сам по себе).

опубликовано в №146 от 23 сентября 2015 г.

В прошлой статье мы кратко представили историю возникновения комикса и его место в современной американской культуре. Теперь посмотрим, какое место занимает комикс в массовой культуре других стран.

опубликовано в №134 от 1 июля 2015 г.

В последнее время в нашей стране под влияние «ваятелей несложных существ» попала и сфера просвещения. Сегодня в России бурными темпами развивается и популяризируется завезенная с Запада новая молодежная субкультура — комиксы или, если назвать их более благородно называние, графические романы. Но прежде, чем мы займемся разбором влияния фактора комиксов на современную российскую культурную среду, опишем кратко историю возникновения и развития комиксов в западных странах (на примере США).

опубликовано в №133 от 24 июня 2015 г.

В предыдущей статье мы говорили о том, что такое принижающий сюжет в современном театре, как происходит «опрощение героя», шельмование истории, десакрализация священных символов, и как с помощью этого формируется примитивный человек. Подобного рода приемы не чужды и современной киноиндустрии.

опубликовано в №132 от 17 июня 2015 г.

Главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Д. Дондурей, пытаясь анализировать состояние современной российской культуры, пишет: «В настоящее время встретились и как-то подталкивают друг друга несколько самостоятельно развивающихся кризисов <...> Куда ни посмотри — везде истлевающая содержательная ткань. Уже не действуют ни заклинания: «Спасем великий репертуарный театр!», «Возродим гениальное кино наших отцов!», ни прочие подпорки гигантского тела советской культуры. <...> Изношенность организационной, идейной и эстетической «инфраструктуры» российской культуры, возникший гигантский экономический и моральный кризис идей, а еще кризис самого понимания культуры грозят нам грядущими катастрофами, опасность которых ничуть не меньше катастроф техногенных, а причиненный ущерб исчисляется не деньгами, а поколениями».

опубликовано в №131 от 10 июня 2015 г.

Разрушение классической европейской музыкальной культуры, подспудно начавшееся еще в середине XX века, является частью глубинного деструктивного процесса, затрагивающего всю западную цивилизацию. Процесс этот, протекавший сначала довольно незаметно, стал резко набирать обороты в 90-е годы. Между тем, в европейской музыке XVII–XX веков в невербальной форме сконцентрирована духовная составляющая всей гуманистической культуры Модерна. А без приобщения к этой духовной составляющей невозможны высшие смыслы и мечты о великом предназначении человека.

опубликовано в №129 от 27 мая 2015 г.

Обливать грязью советское руководство, советское командование, советских солдат, как это делает современный российский кинематограф, и не обелять параллельно фашистов — невозможно. И это обеление идет полным ходом.

опубликовано в №129 от 27 мая 2015 г.

У всех, кого так или иначе интересует кино, на слуху громкие скандалы, один за другим происходящие в современном российском кинематографе вокруг фильмов, снятых о Великой Отечественной войне. В целом ряде фильмов не просто искажаются факты, в них происходит полноценная подмена: советские солдаты, совершившие невозможное, чтобы сначала остановить, а потом разгромить фашистов, представлены в виде насильников, грабителей, убийц, варваров, а фашисты, сжигавшие города, деревни, госпитали, университеты, уничтожавшие мирное население, представлены как добропорядочные вояки, выполняющие плохие приказы. Удивительно, что за оправдание фашизма взялись российские режиссеры.

опубликовано в №128 от 20 мая 2015 г.

В воскресенье, 3 мая, стало известно о смерти режиссера Реваза Чхеидзе, автора замечательного фильма о войне — «Отец солдата». В 2009 году, когда в Кутаиси, родном городе режиссера, был снесен мемориал воинам, павшим в Великой Отечественной войне, Чхеидзе дал интервью «Российской газете». Он отметил, что уничтожение памяти о Великой Отечественной войне — это кощунство. И подчеркнул, что победа в войне — это была «высокая, одухотворенная победа всего советского народа в 1945-м». «Освобождена была Европа, фашизм пал. Кто мог это сделать, кроме советских людей?» — спрашивал режиссер.

опубликовано в №126 от 6 мая 2015 г.

В 2001 году на экраны вышел фильм известного венгерского режиссера Иштвана Сабо «Мнения сторон». Режиссер, снявший в 80-х «немецкую трилогию», в которую вошел знаменитый фильм «Мефисто», продолжил разбирать вопрос о судьбе творческого человека, артиста в нацистской Германии. Сравнение фильмов «Мефисто» и «Мнения сторон» показывает, что даже таким крупным художником, как Иштван Сабо, свойственна определенная податливость в оценках Второй мировой войны. Но крупный художник не может оставаться художником, если эта податливость не будет дополняться крайней неуступчивостью в оценке чего-то особо важного для художника.

опубликовано в №125 от 29 апреля 2015 г.

В прошлой статье мы проинформировали читателя о ситуации вокруг постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. И о том, что вся ситуация вокруг этой постановки вызывает вполне определенные аллюзии на историю с фильмом «Покаяние» из нашего недавнего прошлого. Теперь займемся конкретикой и посмотрим, что же представляет собой режиссер спектакля «Тангейзер» Тимофей Кулябин, и каков его «творческий» путь?

опубликовано в №124 от 22 апреля 2015 г.

70-й театральный сезон Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НГАТОиБ) начался с громкого скандала. И вот уже несколько месяцев этот скандал, а по сути — череда скандалов, не затихают. Так что же именно произошло? 20 декабря 2014 года в театре состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в постановке режиссера Тимофея Кулябина.

опубликовано в №123 от 15 апреля 2015 г.

В предыдущей статье я проинформировала читателя о том, что в городе Королёве был разрушен — варварски и с грубейшими нарушениями закона — Дом Стройбюро Болшевской трудовой коммуны. Этот дом является памятником архитектуры конструктивизма, в 2013 году в нем были обнаружены ценные фрески художника-болшевца Виктора Маслова.

опубликовано в №122 от 8 апреля 2015 г.

8 марта 2015 года в подмосковном Королёве был практически полностью снесен Дом Стройбюро Болшевской трудовой коммуны, находящийся на улице Орджоникидзе. Дом был построен в 1928–1930-х годах известным архитектором Аркадием Лангманом в стиле конструктивизма. Это было первое капитальное сооружение, возведенное в Болшевской коммуне. В свое время в нем жили руководители коммуны, инженеры и техники, работавшие на коммунарских предприятиях. Дом оставался жилым вплоть до 2013 года, хотя заключение о его аварийном состоянии было вынесено властями Королёва еще в 2008 году.

опубликовано в №121 от 1 апреля 2015 г.

«Всякий пред всеми за всех виноват», — говорит в романе «Братья Карамазовы» старец Зосима. В нынешнем и грядущем сокращении библиотек есть и наша вина. На «оптимизацию» библиотечной сферы накладывается глобальный процесс снижения интереса к книге и чтению, падение востребованности бумажной книги в эру цифровых технологий. Будем честны сами с собой: значительное число наших современников вообще не читает, а те, кто читает, зачастую предпочитают электронную книгу бумажной, пиратский контент — легальному.

опубликовано в №119 от 18 марта 2015 г.

Процесс пресловутой оптимизации, в последние несколько лет агрессивно наступающий на науку, образование, здравоохранение, всё активней разворачивается и в сфере культуры. Всё те же знакомые лозунги: эффективность, повышение качества услуг, в том числе платных. В Москве за первым этапом реформы — слиянием централизованных библиотечных систем и созданием ЦБС округов — огромных конгломератов, состоящих из сорока и более библиотек, которыми сложно полноценно управлять, — последовал второй: слияние библиотек, обращение части самостоятельных библиотек в отделы головных библиотек, понижение их статуса до «пунктов выдачи литературы». Нельзя не опасаться, что будет и третий: закрытие части таких «пунктов выдачи» с последующей передачей освободившихся помещений под нужды города.

опубликовано в №117 от 4 марта 2015 г.

5 февраля 2015 года в российский прокат вышел фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». На Западе фильм получил несколько престижных кинонаград. Среди них — приз за лучший иностранный фильм на международном кинофестивале в Мюнхене, приз за лучший фильм на Лондонском кинофестивале, приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. И вторая по значимости награда американского кино после Оскара — «Золотой глобус» — в номинации «лучший фильм на иностранном языке».

опубликовано в №115 от 18 февраля 2015 г.

В прошлой статье «Антибиблиотека» мы рассматривали проект креативных развлекательных центров в библиотеках, реализуемых ООО «Компания «Брайт пипл». В связи с продолжающимся распространением этого проекта (антибиблиотека появилась в городе Видное, планируется запуск аналогичных центров еще в нескольких городах Московской области) мы вновь обращаемся к этой теме.

опубликовано в №109 от 24 декабря 2014 г.

В «Дневнике писателя» 1880 г. Достоевский, поясняя смысл своей знаменитой «Пушкинской речи», в которой звучали слова о «всечеловеческом и всемирном» назначении России, призванной нести в человечество идею «братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону», писал: «При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и создавала ее. Исходила же эта нравственная идея всегда из идей мистических, из убеждений, что человек вечен, что он не простое земное животное, а связан с другими мирами и с вечностью».

опубликовано в №107 от 10 декабря 2014 г.

В соответствии с боевой парадигмой движения «Суть времени», обычно в этой рубрике мы пишем о плохом (такова уж нынче культурная жизнь в России). Но сегодня хочется сказать о хорошем. Потому что 14 ноября у Сергея Ервандовича Кургиняна был день рождения. И где-то даже юбилей. А Сергей Ервандович Кургинян, помимо прочего, всем известного, — замечательный театральный режиссер. Без всяких шуток — светоч в темном царстве нашей малокультурной жизни. И мы хотим поздравить его именно как (нашего любимого) режиссера, опубликовав недавно написанную статью.

опубликовано в №105 от 26 ноября 2014 г.

Мы продолжаем разговор о библиотеке, ее роли в культуре, ее значении для современности. Наш сегодняшний автор — Анастасия Гачева — филолог и библиотекарь, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН. Она является создателем Музея-библиотеки Н. Ф. Федорова при Библиотеке № 124 г. Москвы. Этот музей посвящен памяти мыслителя, который призывал к борьбе против сил хаоса и смерти, утверждал веру в творческое назначение человека. Значение идей Николая Федорова для российской философской мысли огромно, его духовными учениками считали себя и видные православные богословы.

опубликовано в №104 от 19 ноября 2014 г.

Вопрос о библиотеках не так прост, как это кажется на первый взгляд. Казалось бы, достаточно встать на позиции элементарного охранительства и воскликнуть: «Руки прочь от наших замечательных библиотек!». Но ведь нельзя не видеть, что мир стремительно меняется. И в этом изменяющемся мире всё должно меняться. Включая библиотеки. Но для того, чтобы всё могло меняться, что-то должно оставаться неизменным. В противном случае нельзя даже будет говорить об изменениях, их направленности (векторе), их смысле — всё просто начнет куда-то течь. И тогда вообще нельзя будет ни управлять тенденциями, ни прогнозировать их последствия.

опубликовано в №102 от 5 ноября 2014 г.

Министерство культуры Московской области и Департамент культуры Москвы инициируют различные культурно-развлекательные проекты. Один из таких проектов — проходящие с 2012 года в Москве костюмированные уличные фестивали. Самым знаковым стал фестиваль «Яркие люди», задуманный, по словам его идеолога Марии Гальпериной, директора ООО «Компания «Брайт Пипл», как «семейный фестиваль европейского уровня, который будет построен на взаимодействии с местным сообществом».

опубликовано в №101 от 29 октября 2014 г.

Война в Донбассе вызвала острую реакцию в музыкальном мире. В Кельне немецкий рэпер Wlad написал песню «Free Donbass». Припев песни звучит так: «Бог за нас, сражайтесь, братья мои, до конца, за Донбасс...». В начале и в конце клипа, снятого на слова песни, исполнитель держит в руках российский флаг. В промежутке идут кадры военных действий в ДНР и ЛНР, показаны разрушенные дома, убитые люди. В песне говорится о фашизме, поднявшем голову, и о Европе, закрывающей на это глаза.

опубликовано в №99 от 15 октября 2014 г.

Нет идентичности — нет народа. И кому-то нужно, чтобы его не было. К слову сказать, большинство членов нашего общества уже почувствовало, чем может обернуться крах идентичности. И сопротивляется тому меньшинству, которое по загадочным причинам делает всё возможное для того, чтобы идентичность всё же обрушилась. И при этом не очень задумывается, что произойдет в случае ее обрушения.

опубликовано в №98 от 8 октября 2014 г.

В мае 2013 г. министр культуры РФ Владимир Мединский неожиданно назначил ректором Воронежской академии искусств Эдуарда Боякова, продюсера и театрального режиссера, известного в либеральных кругах своими экстравагантными взглядами. Одновременно Указом губернатора Алексея Гордеева назначение в Департамент культуры Воронежской области получает Елена Ищенко, проходившая научные стажировки в Католическом Университете г. Левен (Бельгия) и Колледже Королевы (Великобритания).

опубликовано в №97 от 1 октября 2014 г.

Мы публикуем статью известного искусствоведа, автора ряда книг о крупнейших русских художниках Владимира Петрова. В предлагаемой статье Вл. Петров пишет о негативных процессах, затронувших национальное наследие классического российского изобразительного искусства.

опубликовано в №97 от 1 октября 2014 г.

Недавно, общаясь с коллегами, я снова почувствовал себя инопланетянином. Речь не об антифашистской позиции, редкой для в значительной степени фашизированного Киева. Свои взгляды я давно прячу от посторонних, так как выражать их опасно. Испытанное мною чувство не раз возникало во время общения с участниками и сторонниками оранжевой революции и мирной фазы Евромайдана.

опубликовано в №96 от 24 сентября 2014 г.

С 19 по 29 июня 2014 года в Москве проходил 36-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ). Главный приз фестиваля получил японский фильм «Мой мужчина» режиссера Кадзуеси Кумакири. «Золотого Св. Георгия» создателям картины вручил председатель жюри, режиссер Глеб Панфилов.

опубликовано в №84 от 2 июля 2014 г.

22 июня — трагическая дата. В этот день мы скорбим и вспоминаем о тех, кто не вернулся с самой страшной войны в истории нашей Родины. Указом Президента № 857 от 1996 г. день 22 июня был объявлен Днем памяти и скорби. Однако если в этот день оглянуться по сторонам, посмотреть на работающие рестораны, включить телевизор, можно увидеть, что некоторые граждане живут не по совести и не в унисон со страной. А то, что связано с исторической памятью народа и тем более со скорбью, им чуждо.

опубликовано в №83 от 25 июня 2014 г.

11 июня в Москве, в Центральном Доме Художника (ЦДХ), открылся 9-й Московский Международный Открытый Книжный Фестиваль (ММОКФ). В течение 4-х дней во дворе и на внутренних площадках ЦДХ состоялось более 300 различных мероприятий. Помимо традиционной книжной ярмарки, где проходили презентации новых книг, на фестивале было много музыки, а также мастер-классов (начиная от английского языка и стрельбы из лука, и заканчивая художественными съемками). На фестивале состоялись показы различных фильмов и спектаклей, работала «Летняя Читальня», проходили встречи с людьми искусства.

опубликовано в №82 от 18 июня 2014 г.

6 июня 2014 года в России отметили 215 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В этот день во многих странах были проведены мероприятия в честь дня рождения поэта и мероприятия, приуроченные ко Дню русского языка. Сознательно проигнорировали памятную дату только на Украине. Чтобы продемонстрировать всю тенденциозность подобного умалчивания, надо напомнить некоторые даты, события и произведения, связывающие Пушкина с Украиной.

опубликовано в №81 от 11 июня 2014 г.

Чем активнее раскручивается фестивальное движение в мире, тем глубже сращиваются политика и кино. Каннский кинофестиваль в очередной раз подтвердил наличие этой закономерности. В прошлом году «Золотая пальмовая ветвь» досталась французскому режиссеру Абделатифу Кешишу за его ленту об однополой любви «Жизнь Адель». Которая стала одной из самых провокационных картин основного конкурса и попала в центр французских общественных споров вокруг легализации однополых браков.

опубликовано в №80 от 4 июня 2014 г.

24 мая 2014 года в России отметили День славянской письменности и культуры. Праздник приурочен ко дню поминовения святых Кирилла и Мефодия, выходцев из греческого города Фессалоники, проделавших в 860-х годах большую работу: братья создали первую славянскую азбуку и вместе с учениками перевели на славянский язык Ветхий Завет и литургические тексты. Создание письменности стало важнейшим событием в оформлении славянской общности.

опубликовано в №79 от 28 мая 2014 г.

Еще в эпоху становления и расцвета русского театра в первой четверти XIX века Н. В. Гоголь писал: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». И именно такое отношение к театру стало определяющим и передавалось из поколения в поколение на протяжении всего периода существования российского театра.

опубликовано в №78 от 21 мая 2014 г.

На Украине творческая интеллигенция вовсю прославляет «революционеров». Это происходит уже давно, практически с начала Майдана. Так называемая «Мистецькая сотня Майдана», объединившая художников, музыкантов, поэтов, устроила на Майдане выставку из щитов, с помощью которых орудовал «Правый сектор». Музеи выставили «экспонаты» с Майдана: коктейли Молотова, куски брусчатки. Для дальнейшей популяризации бандеровской символики в ход идут граффити на стенах домов, татуировки.

опубликовано в №77 от 14 мая 2014 г.

21 марта вечером в Москве, Севастополе и Симферополе в честь воссоединения России и Крыма был дан праздничный салют. Тридцать залпов фейерверка символически завершили процедуру приема в состав РФ двух новых субъектов Федерации: республики Крым и города Севастополя. Все необходимые законы подписаны, опросы говорят, что более 90 % россиян поддерживают присоединение Крыма к России.

опубликовано в №70 от 26 марта 2014 г.

События на Украине, в том числе и в культурной сфере, до мелочей напоминают то, что происходило в странах, где тем или иным способом насаждалась «демократия». Похищение из музеев ценных предметов и вывоз их заграницу — одна из характерных примет установления демократии по американскому образцу. Бесценные культурные раритеты уже потеряли Ирак, Египет, Ливия, Сирия. Достаточно вспомнить, что был разграблен Каирский национальный музей и музеи в Ираке. Теперь музеи грабят на Украине. Причем к воровству неизбежно прибавляется хулиганство, желание испохабить как можно больше священных предметов и полное презрение ко всему, что связано с культурной сферой.

опубликовано в №66 от 26 февраля 2014 г.

После распада СССР процессы разрушения культуры и образования в нашей стране шли так стремительно, что сейчас, имея дело с молодыми людьми, уже нельзя поручиться, что они читали «Трех мушкетеров» Дюма. Но это только часть проблемы. Снижение культурного уровня, сужение круга интересов, отсутствие навыков совместной деятельности приводят к тому, что сначала люди не могут строить коллективы, а потом и просто элементарно общаться с соседом.

опубликовано в №62 от 29 января 2014 г.

Исследованием коммун я занялась по многим причинам. И потому, что сама оказалась в одной из таких коммун, поселении Александровская слобода. И потому, что нахождение в коммуне побуждает к осмыслению того, что такое коммуны вообще. И наконец, потому, что за коммунами, как я убеждена, будущее. Что же обнаруживается по мере исследования коммун как социокультурного явления? То, что в поворотные моменты истории новые принципы жизни часто зарождались в коммунах. В коммунах взрастали христианские идеи, во время религиозных войн в Европе появились первые протестантские коммуны и секты, в период Английской буржуазной революции возникли коммуны диггеров (диггеры захватывали пустующие общинные земли, провозглашали отказ от частной собственности и равенство в правах).

опубликовано в №61 от 22 января 2014 г.

Глава Фонда Прохорова Ирина Прохорова всячески подчеркивает, что для российского общества начинается новый этап жизни, его ждут большие перемены. Комментируя прошедший в начале декабря 2013 года в Москве фестиваль современного неигрового кино «Артдокфест», членом жюри которого она являлась, Прохорова отмечает: «У меня ощущение, что мы вступили в какую-то фазу... ну, все аналогии хромают. Но в каком-то смысле сопоставимую с ситуацией конца оттепели, когда большое, новое знание поступило в общество и общество начинает переформулировать систему этических и эстетических ценностей».

опубликовано в №59 от 18 декабря 2013 г.

Прошедший в октябре 1920 года Всероссийский съезд Пролеткульта принял резолюцию, в которой было сказано, что Пролеткульт «самым решительным образом отвергает... всякие попытки выдумывать свою особую культуру, замыкаться в свои обособленные организации или устанавливать «автономию» Пролеткульта внутри учреждений Наркомпроса».

опубликовано в №58 от 11 декабря 2013 г.

Русский поэт, переводчик и литературный критик В.Я.Брюсов в статье «Пролетарская поэзия» (1920 год) так определял пути и задачи пролетарской культуры: «Наша Октябрьская революция, установив диктатуру пролетариата, дала в обществе господствующее положение новому классу, принесшему свою, новую, идеологию. Согласно этой идеологии началось пересоздание всего строя нашей жизни. Как результат этой перестройки, должна возникнуть новая культура, в частности — новая литература, новая поэзия. …Пролетарская культура, по своим предпосылкам, по своим заданиям, должна быть коренной перестройкой всего культурного уклада человечества последних веков. Новое мировоззрение отвергает именно то, что лежало в самой основе всей новоевропейской культуры XV–XIX вв.: капитализм, и ставит себе идеал, противоречащий всей этой культуре: коммунизм.

опубликовано в №57 от 4 декабря 2013 г.

В последнее время всё больше событий российской культурной жизни происходит в Красноярске. Дело уже дошло до того, что говорят, что «глупо отмахиваться от того, что в России и мире Красноярск воспринимают как современный, культурно развивающийся город. Так может не стоит топтаться где-то рядом, а чуть смелее замахнуться на культурно-столичный статус и, наконец, занять свободное место?» Почему именно Красноярск может стать очередной площадкой, на которой развернется эксперимент по созданию культурной столицы?

опубликовано в №57 от 4 декабря 2013 г.

Мы уже писали, что в Пролеткульте не сложилось единого мнения о том, что такое пролетарская культура и кто должен ее строить. Как считали теоретики Пролеткульта А. Богданов, В. Плетнев, А. Гастев, Ф. Калинин и др., создаваемые произведения искусства отражают интересы и мировоззрение только одного класса и поэтому не подходят для другого. Они утверждали, что пролетарская культура может быть создана только представителями рабочего класса, поскольку именно они знают и чувствуют, что необходимо рабочему классу. Богданов даже уточнял, что именно представителями «индустриального пролетариата».

опубликовано в №56 от 27 ноября 2013 г.

В ноябре 2013 года в Калуге прошло несколько круглых столов, на которых обсуждались планы по строительству в городе Дома Новой Культуры (ДНК-центра). В ближайшее время ответственные за создание ДНК-центра собираются провести встречи с городской общественностью. В итоге обсуждений должна быть выработана стратегия развития будущего калужского ДНК-центра.

опубликовано в №56 от 27 ноября 2013 г.

Еще в 1911 году в работе «Культурные задачи нашего времени» А. Богданов высказал идею создания Рабочего (Пролетарского) Университета и Рабочей Энциклопедии. Предполагалось, что в Университете в результате предложенных новых форм обучения, (основанных, в том числе, на равноправии преподавателей и учеников), будут подготовлены новые кадры. А. Луначарский называл их рабочей интеллигенцией.

опубликовано в №55 от 20 ноября 2013 г.

Пролеткульт — массовая культурно-просветительская организация. Она возникла в сентябре–октябре 1917 года для поддержания «самодеятельности» пролетариата и ставила своей целью создание новой пролетарской культуры и распространения ее в массах. А. Луначарский в статье «Еще раз о Пролеткульте и советской культурной работе» в 1919 году писал, что образование Пролеткульта произошло еще в буржуазном обществе, при Временном правительстве, и что тогда «пролетариату приходилось на началах негосударственной и отчасти антигосударственной самодеятельности искать своих культурных путей». Но и потом Пролеткульт долго отстаивал свою автономность.

опубликовано в №53 от 6 ноября 2013 г.

По инициативе А. Луначарского в Петрограде еще за месяц до октябрьских событий 1917 года прошла конференция пролетарских культурно-просветительских обществ, образовавших организацию, которую было решено называть Пролеткультом. Пролеткульт сразу объявил своей целью создание новой пролетарской культуры, чтобы «дать рабочему классу целостное воспитание, которое неоспоримо направляет его коллективную волю и мышление».

опубликовано в №52 от 30 октября 2013 г.

В Новгородской области с 16 по 19 сентября прошло юбилейное заседание дискуссионного клуба «Валдай», посвященное теме «Многообразие России для современного мира». Организаторы заявляли, что эксперты и высокопоставленные гости клуба обсудят такие вопросы, как «кто мы есть, кем хотим стать и кем нас хочет видеть мир».

опубликовано в №51 от 23 октября 2013 г.

26 мая 2013 года в Париже проходила очередная массовая манифестация против легализации однополых браков. И в этот же день, 26 мая, на 66-м Каннском фестивале жюри во главе со Стивеном Спилбергом присудило «Золотую пальмовую ветвь» фильму французского режиссера тунисского происхождения Абделатифу Кешишу за ленту «Жизнь Адель. Часть 1 и 2» (с международным названием «Синий — самый теплый цвет»). Фильму, который рассказывает историю лесбийских отношений двух девушек — Адели и Эммы.

опубликовано в №33 от 19 июня 2013 г.

Фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние», в котором внук и сын проклинают деда-тирана, нельзя впрямую сопоставить с ситуацией в семье Германов. Но параллели провести можно. Так, режиссер Алексей Герман, сын известного советского писателя и сценариста Юрия Германа, говорит об отце следующее: «Он был прекрасным, но очень наивным человеком. Только к 1949 году он понял, что такое Сталин…».

опубликовано в №32 от 12 июня 2013 г.

Блок писал о том, что даже коротенький обрывок рода — два три звена — уже могут порой поведать о фундаментальном, загадочном. А еще говорилось: «Дети за отцов не отвечают». Лично я убеждена, что и впрямь не отвечают. И что соотношение между звеньями в обрывке рода может быть очень разное. Но это не означает, что метод анализа подобных «обрывков» никогда не дает результата. Считать этот метод панацеей — глупо, но и шарахаться от него по принципу «чур меня» столь же глупо. Мне представляется, что обрывок рода Гельманов, будучи корректно проанализирован, может поведать нам о чем-то по-настоящему важном.

опубликовано в №31 от 5 июня 2013 г.

Папа Франциск в своей недавней речи перед собравшимися в Ватикане дипломатами заявил, что свободный рынок превратился в тиранию, в котором люди ценятся только как потребители, и призвал политиков положить конец культу денег.

опубликовано в №30 от 29 мая 2013 г.

В январе–апреле 2013 года в России прошел третий областной «Медиафестиваль». Это конкурс молодых журналистов, в котором принимают участие школьники и студенты. В начале апреля были подведены промежуточные итоги конкурса, неприятно удивившие организаторов.

опубликовано в №29 от 22 мая 2013 г.

Германия быстро продвигается на пути пересмотра истории Второй мировой войны, используя, в том числе, и возможности культуры. С помощью художественных произведений моделируется новая реальность, так откровенно противоречащая историческим фактам, что остается только удивляться наглости ее творцов.

опубликовано в №28 от 15 мая 2013 г.

12 февраля 2013 года исполком Международного олимпийского комитета (МОК) рекомендовал исключить греко-римскую борьбу из программы летних Олимпийских игр 2020 года.

опубликовано в №26 от 1 мая 2013 г.

Протестные движения, достигнув своего пика на Болотной площади 6 мая 2012 года (когда особо впечатлительные участники говорили о «150 тысячах митингующих!»), постепенно пошли на спад. Хотя еще были некоторые всплески и в шествии от Пушкинской до проспекта Сахарова, и во время акции «Большой белый круг», когда участники встали, взявшись за руки вдоль Садового кольца. Но теперь это, в основном, локальные акции, такие как гуляние с белыми ленточками по Красной площади или немногочисленный «Марш за права москвичей».

опубликовано в №25 от 24 апреля 2013 г.

Католицизм переживает один из самых глубоких кризисов за всю свою историю — кризис отсутствия перспектив. Каково сегодня место церкви в западном обществе, где торжествуют либерализм, потребительство и права человека, ставящие во главу угла толерантное отношение к однополым бракам?

опубликовано в №23 от 10 апреля 2013 г.

15 марта 2013 года в Музее космонавтики имени Циолковского в Калуге состоялась презентация проекта «Дома новой культуры» (ДНК). Инициатором создания ДНК-центров в регионах стал вице-премьер Владислав Сурков, курирующий государственную политику в области культуры. Именно в этих центрах будут говорить обо всем передовом в современном искусстве, а символика названия ДНК нацелена на то, что предполагается менять «генетический» код нашей культуры, что изменит сознание людей.

опубликовано в №21 от 27 марта 2013 г.
1–3 марта 2013 года в «Сахаровском центре» состоялся спектакль швейцарского режиссера Мило Рау «Московские процессы». Это совместный проект Сахаровского центра, немецкого театра International Institute of Political Murder («Международный институт политического убийства») и Веймарского национального театра. Спектакль представлял собой реконструкцию судебных процессов вокруг нашумевших дел о выставках «Осторожно, религия!» (2003 год), «Запретное искусство» (2007 год) и судебного процесса над «Pussy Riot».
опубликовано в №20 от 20 марта 2013 г.

После развала СССР большая часть российских провинциальных библиотек, музеев, театров, сельских клубов закрылась в связи с нерентабельностью или еле-еле сводила концы с концами. К середине 90-х годов примерно в два раза уменьшилось количество наименований издаваемых книг. И это учитывая, что издавалась в основном не классика, а детективы, фантастика и прочие «бестселлеры». Провинциальные музеи, формально получившие в начале 90-х годов возможность самостоятельно решать часть творческих вопросов, в итоге оказались у разбитого корыта. Прежде всего, не хватало денег на хранение уже имевшихся экспонатов, не говоря уже о приобретении новых.

опубликовано в №19 от 13 марта 2013 г.

В русской истории и культуре провинция всегда играла важную роль. В ряде европейских стран провинция — просто название государственной территориальной единицы. В России, где одно время также существовало деление на провинции, это понятие переросло в нечто большее. В XVIII веке, когда Петербург стал средоточием европейского духа, провинция оставалась в роли консервативной защитницы традиционного уклада. Весь XIX век шла дискуссия между западниками и славянофилами. Первые видели в провинции отсталость и подражательность, а последние — подлинную народность. Не вдаваясь в подробности этого спора, отметим важную вещь.

опубликовано в №18 от 6 марта 2013 г.

Европа, которая до недавнего времени была цивилизационным локомотивом человечества, находится в тяжелейшем системном кризисе. Налицо кризис финансово-экономический, кризис демографический, кризис культурный, кризис духовный и, наконец, кризис церковный. 11 февраля 2013 года Папа Римский объявил, что отрекается от престола. 85-летний понтифик в присутствии всех кардиналов сообщил: «В сегодняшнем мире, подверженном стремительным переменам и взволнованном вопросами величайшей важности для жизни в вере, чтобы управлять лодкой Св. Петра и возвещать Евангелие, необходима энергия как тела, так и духа, а энергия эта в последние месяцы настолько угасла, что я вынужден признать свою неспособность должным образом исполнять вверенное мне служение».

опубликовано в №17 от 27 февраля 2013 г.

Когда говорят о том, что порок, «либеральный гуманизм» и воинствующий антихристианский секуляризм в последнее время весьма агрессивно атакуют нашу христианскую традицию и навязывают себя в качестве новой нормы, то само по себе это совершенно верно. Однако конкретный механизм этой вполне хладнокровной и целенаправленной ломки социокультурной и нравственной нормы и формирования принципиально новых стереотипов понимается часто недостаточно глубоко, поверхностно.

опубликовано в №16 от 20 февраля 2013 г.

В 2011 году культуролог Игорь Яковенко вместе с Александром Музыкантским выпустили книгу «Манихейство и гностицизм: культурные коды русской цивилизации». В этой книге они нашли свой ответ на вопрос о том, почему реформы Гайдара, Чубайса и других не принесли народу обещанного довольства и счастья. Оказалось, что в этом виноваты не реформаторы, а народ. Который запрограммирован на манихейство и гностицизм. Кем запрограммирован? Не кем, а чем. Своей культурой, культурной матрицей, социокультурными кодами своими, то бишь своей исторической судьбой, своей сопричастностью той историко-культурной личности, которая именуется Россией.

опубликовано в №14 от 6 февраля 2013 г.

Мы постоянно слышим разговоры о гуманизме. Но что такое гуманизм? Великий немецкий писатель Томас Манн, в отличие от своего брата Генриха Манна, не был апологетом коммунизма. Но размышляя о гуманизме и фашизме, он постоянно настаивал на том, что гуманизм может устоять только став новым, лишенным патетики, осознающим всю мощность зла. Что враг человечества — это не реликт средневекового иррационализма. Что все теперь понимают силу этого врага. И что на бой с ним надо идти так, как когда-то шел монах на бой с Дьяволом.

опубликовано в №13 от 30 января 2013 г.

Отказ от марксистского взгляда на действительность после распада СССР привел к созданию идеологического вакуума, который стали заполнять всевозможные идеи и идейки, заимствованные с Запада. Причем все больше с оккультным и мистическим содержанием. Многие могут вспомнить, как пышным цветом в начале 90-х годов расцвели уфология (интерес к летающим тарелкам), астрология, оккультизм, странные версии мистического христианства, восточный дзен-буддизм и прочие «нескучные» способы заполнения мозгов наших соотечественников.

опубликовано в №12 от 23 января 2013 г.

Войну с Модерном и его неотъемлемой частью — философией Просвещения — ведут не только постмодернисты. К сожалению, почти никого не удивили тексты Александра Дугина, в которых он доказывал, что традиционалисты и постмодернисты должны вместе бороться против Модерна. На первый взгляд, это полный бред. Традиционалисты в обычном понимании этого слова — это ревнители религиозной чистоты. То есть люди крайне нравственные и щепетильные. Что у них может быть общего с постмодернистской распущенностью и вседозволенностью?

опубликовано в №11 от 16 января 2013 г.

Философы Просвещения — Вольтер, Руссо, Дидро — подчеркивали, что культура решает задачу воспитания человека, его просвещения и развития. О важности освоения культуры, необходимости «овладеть всеми богатствами культуры» говорил Ленин. Но и философы, далекие от марксизма, например, испанский философ Ортега-и-Гассет, считавший, что необходимо сохранить элитарность, создать «аристократическую элиту», — отмечали, что после того как божественный авторитет перестал быть опорой социальной организации, ему на смену пришла культура.

опубликовано в №10 от 26 декабря 2012 г.

15 февраля 2012 года в «Высшей школе экономики» прошел круглый стол на тему «Российская ментальность и вызовы времени», организованный фондом «Либеральная миссия». Поводом для дискуссии стала книга «Куда ведет кризис культуры?», выпущенная фондом в 2011 году. Открывая обсуждение, культуролог Игорь Яковенко заявил: «Реально Россия сходит с исторической арены». Более того, свои ресурсы исчерпала и российская культура, которой «больше нечего предложить миру».

опубликовано в №9 от 19 декабря 2012 г.

Современные войны, идущие в разных государствах, или «демократические революции», как правило, приводят к утрате культурных ценностей в стране. Утрата культурных ценностей – это совсем не мелочь. Утратившая культурные ценности страна оказывается ослабленной, второсортной. Кража культурных ценностей – это не просто бизнес. Хотя, конечно, и бизнес тоже. Но, помимо бизнеса, речь идет о подрыве способности страны к полноценному культурному существованию. А значит, и к полноценному существованию вообще.

опубликовано в №7 от 5 декабря 2012 г.

Советская пропаганда обвиняла художников-авангардистов в том, что они не творят, а воюют с СССР. Ведут против него культурную войну, используя живопись как культурное оружие. Авангардисты в ответ разводили руками: «Вот ведь до какой ахинеи коммуняки договорились!» Прошло несколько десятилетий. И теперь на все это можно посмотреть другими глазами, анализируя творческую, да и иную судьбу этих самых авангардистов.

опубликовано в №6 от 28 ноября 2012 г.
Белоленточное движение потеряло часть позиций на политическом поле. Но порожденное им разделение общества на две группы – «креативную» и «консервативную» – уже прочно вошло в культурную жизнь страны. Так, музыкальный критик Артемий Троицкий в «Новой газете» заявляет: «Всем своим развитием человечество обязано интеллектуалам, пассионариям, художникам, святым, сорвиголовам, бессребреникам, героям». Вроде бы все правильно. Но дальше Троицкий уточняет: «креативному классу».
опубликовано в №5 от 21 ноября 2012 г.

Победа СССР над гитлеровской Германией стала триумфом коммунистической идеи. Восточная Европа присоединилась к социалистическому блоку. В Западной Европе коммунисты вошли в состав правительств ряда стран. Чтобы почувствовать атмосферу того времени, стоит посмотреть многосерийный фильм «Маленький мир дона Камилло», снятый в начале 50-х годов в Италии. В нем показана жизнь провинциального итальянского городка, в котором есть две авторитетные силы: мэр-коммунист и приходской священник. Их постоянное соперничество, споры, бесконечные курьезные столкновения, тем не менее, всякий раз выявляли родственность стремлений и товарищеский дух, возникший в совместной борьбе церкви и Компартии с фашизмом.

опубликовано в №4 от 14 ноября 2012 г.

Известна история с выдающимся шведским режиссером Ингмаром Бергманом, который в 35 лет испугался смерти, и только сняв свой гениальный фильм «Седьмая печать», смог приблизиться к ответу на вопрос: зачем жить?

опубликовано в №3 от 7 ноября 2012 г.

Тактическая борьба с искусством Марата Гельмана приносит свои плоды. Открытие его выставок в разных городах России срывается, выставки сворачиваются или откладываются... Это важная, но не решающая победа, так как скандальный галерист занят не менее эпатажным проектом, чем обычно, а именно – группой Pussy Riot. Так как группу быстро задействовали в политической войне, мы рассмотрим подробно деятельность их украинского аналога – движения Femen.

опубликовано в №2 от 31 октября 2012 г.

В последнее время из разных регионов страны приходят сообщения о выставках, которые устраивает небезызвестный галерист Марат Гельман. Как правило, эти выставки сопровождаются скандалами. Еще в 1992 году состоялся один из первых «художественных» проектов Гельмана: ритуально разрезана и съедена перед телекамерами жареная свинья, украшенная надписью «Россия». А в 2003 году была проведена экспозиция, при входе на которую стояла пластмассовая корова. Зрителям предлагалось заглянуть ей под хвост – называлась эта процедура «Загляни вглубь России».

опубликовано в №1 от 24 октября 2012 г.