Газета является печатным органом
Движения "Суть времени"

User menu

Колонка главного редактора

Ян де Бишоп после Джулио Романо. Падение Титанов. 1665 г.
До тех пор, пока никто не скажет во всеуслышание, что нам наплевать на величие рынка, определяемое объемом потребительских даров, что нам наплевать на сами эти дары и что нас интересует другое, — ничто не сдвинется с мертвой точки

Иногда ставят знак равенства между прометеевским началом и так называемым титанизмом. Это совершенно недопустимо со всех точек зрения. С исторической точки зрения, например, это недопустимо потому, что Прометей отказался выступать вместе с титанами против Зевса. Он, напротив, поддержал Зевса против титанов. Причем с Зевсом боролись его ближайшие родственники, и он просто обязан был по понятиям рода (а именно эти понятия закладывались во все мифы, включая миф о Прометее) выступить вместе со своими ближайшими родственниками. А он выступил против них.

опубликовано в №197 от 28 сентября 2016 г.

В чем главный итог двух горячих донбасских лет? В том, что Донбасс на наших глазах за два года превратился в огромное Приднестровье. То есть в территорию, которая сформировала свою, по сути, регулярную армию, причем далеко не малочисленную.

опубликовано в №187 от 20 июля 2016 г.

2 сентября 1891 года. В бельгийском городе Генте проходит собрание социалистов-марксистов. На стенах помещения, где проходит это собрание, — пять портретов: Маркса, Сен-Симона, Фурье, Оуэна и Чернышевского. Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) — это выдающийся русский философ, революционер, писатель и утопист. Советские дети изучали произведение Чернышевского «Что делать?», писали сочинение, в котором разбирались герои этого произведения и его основные идеи.

опубликовано в №186 от 13 июля 2016 г.

Еще один религиозный деятель и ученый, искавший возможности наведения теоретических и политических мостов между революционным марксизмом и революционным христианством, — Камило Торрес Рестрепо (1929–1966). Это известный колумбийский римско-католический священник, один из основателей теологии освобождения, которую мы обсудим чуть позже.

опубликовано в №185 от 6 июля 2016 г.

Маркс как методолог, то есть как мыслитель, занятый судьбой мысли как таковой, настаивает на том, что без вклинивания в философскую мысль практики, без вклинивания в политическую философию реальной политики мысль вообще и политическая мысль в частности не может спасти себя от выхолащивания, омертвления, а значит, и от неистинности. Маркс не отрицает мысль и теоретические построения — он мучительно размышляет над тем, как спасти одно и другое от выхолащивания. Маркс не спасает от теории, он спасает теорию.

опубликовано в №184 от 29 июня 2016 г.

Что является для настоящего марксизма высшим благим началом? Конечно же, революция. То есть на самом деле превыше всего для марксиста — историческая энергетика (коль скоро кто-то боится упоминания «духа истории»). Но как проявляет себя эта единственно спасительная энергетика? Она проявляет себя в актах революционного освобождения, когда обездоленные, которых не считают за людей, отстаивают своё право быть людьми.

опубликовано в №183 от 22 июня 2016 г.

Передо мной книга, написанная одним из классиков марксизма-ленинизма, другом и соратником Карла Маркса Фридрихом Энгельсом. Энгельс — это даже не Лафарг. Это фактически второе «я» Карла Маркса. И, хотя это второе «я», конечно, вторично по отношению к самому Марксу, хотя Энгельс, развивая марксизм, многое в нем переиначил на свой лад и многое исказил, не будучи, как Маркс, гениальным философом, всё же вряд ли кто-то осмелится сказать, что ключевые труды Энгельса не представляют собой классический, канонический марксизм.

опубликовано в №182 от 15 июня 2016 г.

Перед тем как начать цитировать Маркса, считаю необходимым обсудить важное для него понятия «эмансипация». Что такое эмансипация? Если погрузиться в разного рода юридические хитросплетения, то вскоре обнаружится, что эмансипация — это не освобождение, а, например, передача неких полномочий и прав от одного лица к другому. А значит, эмансипированное лицо обретает не свободу, а нового властителя. Но Маркса в его «Критике гегелевской философии права» совершенно не интересуют такого рода интеллектуальные спекуляции и хитросплетения. Для него эмансипация — это обретение отнятых прав, по сути — освобождение.

опубликовано в №181 от 8 июня 2016 г.

Так почему же Бродский говорит, что «обычно тот, кто плюет на Бога, плюет сначала на человека»? Почему «обычно», а не «всегда»? Потому что нельзя обвинить того же Горького, прославляемого большевиками пролетарского писателя, одного из главных, как сейчас бы сказали, спонсоров большевистской партии, партнера Ленина в деле создания большевистской школы на Капри, в том, что у него плевку на Бога предшествует плевок на человека. Вообще не ясно, плевал ли Горький на Бога. И в каком смысле. Но уж точно он не плевал на человека. Возьмем для начала знаменитый монолог Сатина из пьесы Горького «На дне».

опубликовано в №180 от 1 июня 2016 г.

Перед тем как двинуться дальше, обсуждая разного рода «посторфеевскую» тематику в ее сопряжении с тематикой коммуномарксистской, я вновь произведу некий мысленный эксперимент, в котором вся эта тематика будет обсуждена не сама по себе, а в ее сопряжении с нашей политической реальностью, нашим нын

опубликовано в №179 от 25 мая 2016 г.

Томсон исследует социальную базу Писистрата. Исходя при этом из того, что Писистрат — это тиран. Но что тираны в античном мире были сокрушителями настоящих олигархических диктатур. И что их тирания была переходным периодом от предельно бесчеловечной олигархической диктатуры к античной демократии, которую Томсон считает весьма несовершенной, но прогрессивной.

опубликовано в №178 от 18 мая 2016 г.

Томсону нужно сослаться на определенные авторитеты для того, чтобы его модель афинской древней демократической революции не оценивалась научным сообществом как чересчур экзотическая. Одним из таких авторитетов является сэр Фрэнк Эзра Эдкок (1886–1968). Эдкок — известный английский историк, специалист по Древней Греции и Древнему Риму. Он был профессором древней истории Кембриджского университета с 1925 по 1951 годы.

опубликовано в №177 от 11 мая 2016 г.

Для Томсона предметом особого интереса является античная греческая демократическая революция. Руководствуясь марксистско-ленинской методологией, Томсон рассматривает любое государство, включая античную демократию, как организацию, используемую одним классом для насильственного подавления другого класса.

опубликовано в №176 от 4 мая 2016 г.

Перед тем, как двигаться дальше, сформулируем предельно кратко основные исходные идеи Томсона, твердо стоящего, как мы уже убедились, на собственно марксистских позициях.

опубликовано в №175 от 27 апреля 2016 г.

Как мы убедились, Джордж Томсон, развивая классические и, я бы даже сказал, ортодоксальные марксистские положения, настаивает на том, что эксплуатируемый класс любого общества а) проявляет активность в сфере физического труда и б) проявляет пассивность в духовной сфере. Я не являюсь стопроцентным сторонником данного положения. Но для любого специалиста из числа тех, кто хотя бы поверхностно знаком с настоящим марксизмом, очевидна прочнейшая связь данного утверждения Томсона с классической марксистской теорией.

опубликовано в №174 от 20 апреля 2016 г.

Предметом исследования для нас является никак не древнее общество, а коммунизм и марксизм. При этом наша задача не просто в том, чтобы исследовать коммунизм и марксизм, а в том, чтобы обнаружить или не обнаружить историософию коммунизма и марксизма, то есть некую традицию, которая а) достаточно объемна, умна, эмоциональна и б) предъявлена самими основателями марксизма и коммунизма, а не навязана этому учению кем бы то ни было: другими исследователями, нашим собственным исследовательским посылом.

опубликовано в №173 от 13 апреля 2016 г.

Яков Эммануилович Голосовкер (1890–1967) — русский и советский философ, писатель, переводчик. В 1913 году он окончил филологический факультет Императорского университета Св. Владимира в Киеве. Дипломные работы писал по древней филологии (поэзии Сапфо, древней поэтессы и музыкантши, жившей на о. Лесбос в VII–VI веке до н. э.) и современной ему философии (неокантианству Генриха Риккерта). После победы советской власти сотрудничал с Луначарским, был направлен в 1919–1920 гг. Луначарским в Крым для обеспечения охраны памятников культуры. Затем Голосовкер читал лекции по античной культуре в различных вузах Советской России, сотрудничал с русским и советским поэтом и философом В. Я. Брюсовым (1873–1924). В конце 1920-х годов Голосовкер слушал в Берлине лекции знаменитого филолога-античника Ульриха фон Виламовица-Меллендорфа (1848–1931).

опубликовано в №172 от 6 апреля 2016 г.

Обсуждая коммунизм и марксизм, я вовсе не хочу уделять избыточное внимание теме орфизма, достаточно подробно обсужденной Лафаргом. Я, может быть, вообще бы не стал обсуждать эту тему, если бы ее не обсуждал Лафарг. Но поскольку обсуждение уже началось, необходимо сообщить определенные сведения читателю, который, в отличие от Лафарга или тех русских большевиков, которые кончали царскую гимназию, знали латынь и греческий и так далее, не сфокусирован на данной древнегреческой теме.

опубликовано в №171 от 30 марта 2016 г.

Перед тем, как продолжить заниматься Орфеем, орфизмом и прочими крамольными для коммуно-марксистов опциями метафизического и историософского характера, я попросил бы читателя вообразить себе некую ситуацию. В реальности невозможную, но очень важную для комплексного — интеллектуально-эмоционального понимания нынешней идеологической проблематики. Идеологической проблематики вообще и марксистско-коммунистической в особенности.

опубликовано в №170 от 23 марта 2016 г.

Культ Единого бога в Древнем Египте... Борьба религиозных направлений, в которой зарождался в Новое время (или же берёг себя с древнейших времен) некий домарксистский, а потом и марксистский коммунизм с его апелляциями к прометеевской традиции... Увы, советский марксизм и коммунизм в его хрестоматийно-ортодоксальном варианте яростно чурался всего, что я только что перечислил. И категорически отказывался рассматривать эти тонкости как часть своей — пусть даже только историософской — традиции. Что же касается традиции метафизической, то при одном упоминании о чем-нибудь подобном (пусть даже и с оговоркой, что между метафизичностью и религиозностью нет знака тождества) раздавалось яростное ортодоксально-марксистское рычание: мол, мы — воинствующие атеисты, и не лезьте к нам с этой «реакционной галиматьей».

опубликовано в №169 от 16 марта 2016 г.

Лафарг в своих исследованиях, посвященных прометеевской тематике, прямо и недвусмысленно говорит о связи между прометеизмом и орфизмом. Мол, было совсем древнее начало, яростно протестующее против патриархальной свирепости в вопросе о статусе членов патриархальных семей и родов.

опубликовано в №168 от 9 марта 2016 г.

Вильгельм Шмидт (1868–1954) — выдающийся немецкий этнограф, антрополог, социолог, лингвист, историк религии. Шмидт не просто ученый. Он — католический священник-вербист.

опубликовано в №167 от 2 марта 2016 г.

Итак, афинский полис в досолоновский период был аристократической республикой, в которой господствовали эвпатриды. Одним из родов этих самых эвпатридов был род Эсхила, воспевшего Прометея. Во главе государства стояла коллегия из девяти архонтов, занимавших свой пост в течение года. Между архонтами существовало разграничение обязанностей. Существовал Совет ареопага, который очень сильно влиял на политику Афин в рассматриваемый период. В этот совет пожизненно входили все бывшие архонты. Слабомощным придатком ко всей этой «эвпатридократии» в досолоновский период было народное собрание.

опубликовано в №166 от 24 февраля 2016 г.

Не было бы никакого прометеизма, никаких новых постантичных волн интереса к фигуре великого Прометея, если бы Эсхил не написал своих трагедий. То, что мы обратились поначалу к Софоклу, который являлся младшим современником Эсхила, и, в отличие от него, обсуждал Прометея лишь в связи с главными героями своих трагедий, оправдано постольку, поскольку статуя Прометея оказывается в некоей особой точке под названием Колон. Вчитываясь в софокловского «Эдипа в Колоне», мы убеждаемся в том, что Прометей не забыт великим последователем великого Эсхила. А также в том, что образ Прометея вписан в очень сложную структуру потустороннего мира, задаваемую самыми разными античными — древнегреческими и древнеримскими — авторами.

опубликовано в №165 от 17 февраля 2016 г.

Очень трудно обсуждать медный порог, находящийся, по мнению Софокла, в Колоне, в отрыве от так называемой танатографии. То есть от описания географии того загробного путешествия, которое совершает человек после смерти, чтобы оказаться в месте своего окончательного посмертного пребывания. Древние греки считали, что первым к умершему приходит бог смерти Танатос. Этот бог срезает у умершего прядь волос. После этого к умершему приходит бог Гермес, чтобы стать проводником умершего и помочь ему прибыть в нужную точку. Гермес провожает душу умершего в подземный мир. Попасть в подземный мир, как считали древние греки, можно, идя разными путями.

опубликовано в №164 от 10 февраля 2016 г.

Читатель, конечно же, ждет, чтобы я протянул линию от Гесиода к Эсхилу, который, будучи величайшим и самым первым древнегреческим трагиком, больше всего сказал о Прометее. Ведь часто говорят, что если бы Эсхил столько о Прометее не наговорил, то и не было бы никакого Прометея как великой смыслообразующей античной фигуры. Конечно же, я буду обсуждать линию, которая тянется от Гесиода к Эсхилу. Но перед тем как провести и обсудить эту линию, я должен оговорить, что она отнюдь не является единственной.

опубликовано в №163 от 3 февраля 2016 г.

Знакомясь с теми сведениями, которые я сейчас начну сообщать, читатель может изумиться тому, что фактически начинают повторять друг друга — по крайней мере, по принципу подачи фактуры — мои статьи «О коммунизме и марксизме» и мои же статьи о судьбе гуманизма. Но, во-первых, одно связано с другим. Если мы считаем, что именно от того, как человечество отнесется к коммунистической проблематике в XXI столетии, зависит судьба этого самого человечества и уж тем более судьба гуманизма, то почему бы не пересечься на определенном этапе сериалам, посвященным гуманизму и коммунизму?

опубликовано в №162 от 27 января 2016 г.

В 2009 году в Нью-Йорке вышла книга профессора оксфордского университета Дэвида Пристланда. Книга называется «Красный флаг. История коммунизма». В 2011 книга вышла у нас на русском языке. В этой книге есть глава, посвященная Марксу. Она называется «Немецкий Прометей». К сожалению, книга не ахти какая. И всё же она небезынтересна. Хотя бы потому, что явным образом не является ни антимарксистским, антикоммунистическим пасквилем, ни обновленным вариантом тупо ортодоксального псевдомарксизма.

опубликовано в №161 от 20 января 2016 г.

Итак, мы обнаружили, что не только самые близкие к Марксу сподвижники, такие как Лафарг, видели в Прометее некий свой глубочайший исторический исток. Сам Маркс тоже относился к Прометею совершенно особым образом. И это документально подтверждено.

опубликовано в №160 от 30 декабря 2015 г.

Мы установили, что Лафарг был очень близок к Марксу. Что он, безусловно, является стопроцентным классиком марксизма. Причем, если так можно выразиться, ничем не испорченного и не дополненного марксизма. То есть он не ревизионист, не неомарксист. Он — однозначный и достаточно яркий и крупный представитель классического марксизма.

опубликовано в №159 от 23 декабря 2015 г.

В феврале 1940 года Эдмунд Харашкевич, офицер польской военной разведки, опубликовал данные о так называемом прометеизме. Харашкевичу в целом можно верить. Потому что он, будучи офицером польской разведки, с 1927 года до начала Второй мировой войны координировал так называемую Прометеевскую программу. Данные об этой программе он опубликовал только после захвата Польши нацистской Германией, бежав из оккупированной Польши во Францию.

опубликовано в №158 от 16 декабря 2015 г.

Конечно, можно сказать, что на любом этапе реализации того или иного проекта вопрос о традиции имеет ключевое значение. И что тот, кто отвечает за реализацию проекта, должен денно и нощно заботиться о том, чтобы огонь традиции, подобный священному огню, горевшему в пританеях, о котором повествует Лафарг, не угасал. Но разве те, кто осуществлял крупнейшие исторические проекты, имевшие религиозные основания, очень заботились о каких-то там традициях, на которые надобно опираться? Разве об этом заботились Христос, Магомет или Будда?

опубликовано в №157 от 9 декабря 2015 г.

Я далеко не убежден, что все читатели газеты «Суть времени» и даже все те, кто внимательно читает данное мое сочинение, страстно хотят понять, что за судьбоносная марксистско-коммунистическая проблематика была не раскрыта (а честно говоря — уничтожена) в том, что именовалось советским марксизмом-ленинизмом (включавшим, если кто не помнит, историю КПСС, истмат и диамат, а также так называемый научный коммунизм).

опубликовано в №156 от 2 декабря 2015 г.

Путь странника ведет к цели, и потому он не может быть бесконечным. Но порой он оказывается огромным по своей протяженности. При такой огромности пути странник не впадает в отчаяние потому, что он движется не просто к окончательной цели. То есть он, прежде всего, движется именно к ней и ни на секунду не забывает о целенаправленности своего движения. Но при этом на пути странника есть определенные вехи, они же — стоянки.

опубликовано в №155 от 25 ноября 2015 г.

Любое исследование сложной проблемы — это своеобразное странствие. Для того чтобы так относиться к исследованию сложных и сверхсложных проблем, совершенно не обязательно быть приверженцем той или иной мистики (суфийской, даосской, исихастской или иной). Так относиться к подобным исследованиям могут и светские люди. Есть даже научные дисциплины, в которых пытаются построить модели творческого поиска, формализовать этот самый поиск.

опубликовано в №152 от 4 ноября 2015 г.

Итак, Лафарг утверждает, что жертвенник Гестии, богини домашнего очага, размещался в пританее, который, по утверждению Лафарга, «в память первобытных жилищ был круглым». Дело тут не в том, что пританей, то есть здание, где проводились совещания государственного совета, на котором заседали пританы, где вершился суд, велись дискуссии и так далее, был круглым. Дело в том, что он, по мнению Лафарга, был круглым в память о первобытных жилищах. А что такое память об этих жилищах? Что она такое для коммунистов, причем не абы каких, а убежденно-марксистских, к каковым, безусловно, относился Лафарг — верный марксист, человек и мыслитель, особо прочно связанный с Марксом, почитаемый за эту связь всеми нашими отечественными крупнейшими марксистами, в том числе Лениным?

опубликовано в №151 от 28 октября 2015 г.

Итак, Лафарг сначала говорит о бродячем племени, которое сходится вокруг огня, чтобы есть и спать. О том периоде, когда такое племя только перестает быть абсолютным кочевником и начинает строить жилище, являющееся общим достоянием для всего рода. Об очаге, расположенном в середине жилища, становящемся центром рода. И о роде, имеющем только одно жилище и один очаг в продолжение всей эпохи коммунистического быта.

опубликовано в №150 от 21 октября 2015 г.

Украинская десоветизация окончательно подтвердила необходимость защиты советского наследия, которое отстаивало, отстаивает и будет отстаивать движение «Суть времени».

опубликовано в №150 от 21 октября 2015 г.

Я возвращаюсь к своим статьям о коммунизме и марксизме после долгого перерыва. Этот долгий перерыв заполнен актуальнейшими политическими событиями, смысл которых очень многие вообще отказываются обсуждать. И понятно, почему. Потому что в рамках общепринятых схем и подходов этот смысл обсуждать вообще невозможно. Легче заявить, что смысла нет вообще. Но если мы не видим смысла в действиях определенных политиков, не видим смысла в текущих процессах, то это не значит, что его нет вообще. Это значит, что история запрятала этот смысл куда-то. А значит, в это «куда-то» надо отправиться, чтобы этот смысл обрести.

опубликовано в №149 от 14 октября 2015 г.

Говоря об этом зигзаге, я имею в виду и летнюю сессию Школы высших смыслов, и публикацию докладов, сделанных на этой школе и опубликованных в газете «Суть времени». Удачей является то, что люди, принявшие решение обучаться на разных кафедрах Школы высших смыслов, смогли представить толковые доклады уже на первом году обучения. В принципе, этого не должно было быть. Большинство обучающихся в Школе высших смыслов не гуманитарии. А даже если бы они и были гуманитариями, тип обучения, предлагаемый в данной школе, и требования, выдвигаемые педагогами, — достаточно нетипичны. И лично я совершенно не убежден, что пятикурсник, обучающийся на факультете философии или политологии МГУ, способен в короткий срок создать интеллектуальный продукт, отвечающий данным требованиям.

опубликовано в №148 от 7 октября 2015 г.

Социологический опрос по проблемам образования, проведенный движением «Суть времени», содержит в себе огромное количество информации. Часть этой информации может быть осмыслена сразу же. Другая же часть требует для своего осмысления определенных дополнительных научных исследований.

опубликовано в №141 от 19 августа 2015 г.

Советские псевдомарксистские учебники, по сути, не рассматривали никаких соотношений между типом социальной жизни и религиозностью. В лучшем случае говорилось, что религия — это опиум для народа, это предрассудки, с помощью которых господствующий класс уводит массы от подлинной борьбы за свое освобождение. Ну, опиум... Ну, предрассудки... Но почему на одном этапе исторического развития используются (или формируются) одни предрассудки, а на другом этапе исторического развития — другие?

опубликовано в №135 от 8 июля 2015 г.

В мировых религиях даны окончательные ответы на все ключевые вопросы бытия (а также небытия). Христианин знает, что род людской произошел от Адама и Евы. Он знает, каким именно образом существовали потомки перволюдей. Самое главное состоит в том, что для христианина вопрос о предшествующей ему истории рода человеческого решен однажды и навсегда. И если христианин действительно верует, то никакие новые открытия тех или иных ученых не заменят ему библейской истории человечества. Уважающий ученых христианин будет адаптировать библейскую историю к новым научным данным. Но и не более того.

опубликовано в №134 от 1 июля 2015 г.

Поль Лафарг — пламенный ортодоксальный марксист и блестящий религиовед. Его познания в религиоведении произвели глубокое впечатление даже на таких далеких от марксизма религиоведов и философов, как А. Ф. Лосев. Исследуя образ Прометея в разные эпохи, Лосев в своей работе «Проблема символа и реалистическое искусство» с большим уважением излагает точку зрения Поля Лафарга, ссылается на Лафарга как на высокий религиоведческий авторитет.

опубликовано в №133 от 24 июня 2015 г.

Галина Серебрякова очень подробно описывает, когда и почему появился в доме Карла Маркса Поль Лафарг, как именно складывались отношения между зрелым Марксом и этим молодым неофитом. Как неофит влюбился в дочь Маркса Лауру, как сложилась семья Поля и Лауры. И так далее. Возникает вопрос: могла ли Галина Серебрякова, так глубоко вживаясь в обстоятельства жизни и деятельности своих основных героев, не знать и о том, насколько Лафарг был близок Марксу (причем сразу и на человеческом, и на идейном уровне!), и о том, насколько Лафарг интересовался Прометеем?

опубликовано в №132 от 17 июня 2015 г.

Приведу еще несколько идеологических и в чем-то даже метафизических импульсов, спрятанных Серебряковой внутри добросовестного бытописательства, призванного ознакомить читателя с деталями семейной жизни Карла Маркса, деталями его взаимоотношений с различного рода политическими фигурами и так далее.

опубликовано в №131 от 10 июня 2015 г.

Серебрякова подробно, восхищенно и со знанием дела описывает жизнь Маркса, его дочерей, его жену, его ближайших друзей и соратников, включая Энгельса. В ее бесконечных, очень пространных описаниях необходимо выделить наиболее существенное. Именно это существенное я и хочу предложить в качестве того, что может что-то поведать о метафизике Маркса. При том, что сам Маркс всячески избегал прямого обсуждения своей метафизики. Почему избегал?

опубликовано в №130 от 3 июня 2015 г.

Я не собираюсь воспевать четырехтомное сочинение «Прометей», написанное Галиной Серебряковой. Этому, как минимум, мешает сформированное семьей и работой представление о том, чем по-настоящему талантливые литературные произведения отличаются от другого вида литературной продукции. Серебрякова — хороший журналист и не слишком хороший писатель. Но ее «Прометей» — это так называемая хорошо сделанная проза. И зачем я буду, обсуждая Маркса, рассуждать о том, в чем отличие такой прозы от настоящей литературы?

опубликовано в №129 от 27 мая 2015 г.

Есть конфликты, которые очевидным образом обладают очень трудно раскрываемой подоплекой. Когда-нибудь появятся специалисты, настойчиво и беспристрастно изучающие подоплеку конфликта между суперизвестным в сталинскую и постсталинскую эпоху журналистом, писателем и общественным деятелем Ильей Григорьевичем Эренбургом и автором ценнейшего исследования жизни и деятельности Карла Маркса Галиной Иосифовной Серебряковой. Поскольку, как известно, нельзя объять необъятное, я лично заниматься подоплекой этого конфликта не буду. Укажу лишь на самые очевидные черты данного конфликта, имеющие значение в рамках обсуждаемой нами темы.

опубликовано в №128 от 20 мая 2015 г.

Владимир Маяковский в своем стихотворении «Послушайте!» настаивал на том, что «если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?» Почему бы именно это не поставить во главу угла, обсуждая беспрецедентный успех тех гражданских акций во славу Дня Победы, которые затмили даже очень яркий и убедительный парад, произошедший в этот же день на Красной площади? Если люди выходят 9 мая с портретами своих героических предков, победивших гитлеровскую гадину, значит, им это нужно, не правда ли?

опубликовано в №127 от 13 мая 2015 г.

В 1991 году СССР распался. Советский проект (он же — Красный проект) был дискредитирован еще до этого, в эпоху так называемой перестройки. И именно такая дискредитация, она же — социокультурный шок, она же — свирепая информационно-психологическая война, подрывающая основы мировоззрения и образа жизни, породила распад СССР. Потом начались «лихие девяностые».

опубликовано в №126 от 6 мая 2015 г.

Мы уже установили, что только обсуждение неявной метафизики Маркса может, коль скоро оно будет успешным, ответить на ключевые для нас вопросы. Каковыми являются — и это мы тоже установили — вопросы об огненности и потушенном огне, о нагретости и остывании как политических субъектов (партий), так и тех макросоциальных групп, которые эти субъекты должны надлежащим образом обеспечивать. Мы установили также, что без ответа на эти вопросы мы не поймем ни причин гибели СССР и коммунизма, ни того, как именно могут быть реализованы проекты СССР 2.0 и коммунизм 2.0.

опубликовано в №125 от 29 апреля 2015 г.

Когда я впервые начал говорить о коммунистической метафизике и о неявной метафизике Маркса, поднялся неистовый вой, в котором участвовали а) весьма упертые и недалекие люди и б) враги, которые прекрасно понимали, насколько важной является данная тема и почему нельзя допустить ее обсуждения. Через несколько лет Анна Кудинова на страницах газеты «Суть времени» описала этих врагов (французских по преимуществу, но и не только). Врагов, убежденных в том, что развалить СССР и коммунистический лагерь можно только в случае, если из коммунизма будет изъято всё метафизическое.

опубликовано в №124 от 22 апреля 2015 г.

В предпредыдущей передовице «О коммунизме и марксизме — 6» я сформулировал первый краеугольный принцип марксизма, он же — принцип № 1: «Настоящее постижения мира возможно только при состоятельности постигающего субъекта в том, что касается возможности преобразования мира». Теперь пора сформулировать принцип № 2: «Состоятельным постигающим субъектом является только партия нового типа».

опубликовано в №123 от 15 апреля 2015 г.

В 60-е годы ХХ века в Московский государственный университет приехал великий Нильс Бор, один из создателей квантовой механики. Бор прочитал советским студентам лекцию, посвятив ее в существенной степени философским проблемам в физике и философии науки в целом. Мои знакомые присутствовали на этой лекции, потому что учились в университете (сам я тогда был учащимся средней школы). Мои знакомые были потрясены тем местом, которое Бор отвел физике в системе наук. Они-то были студентами физфака и считали, что физика — это наука наук.

опубликовано в №122 от 8 апреля 2015 г.

Нельзя обсуждать вопрос о мутакапитализме и порождаемых им новых кошмарных бесчеловечностях, выводя за скобки всё, что связано с марксизмом как методом познания и преобразования действительности. Поэтому не будем торопиться с ответом на вопрос, чем именно чревато пришес­твие мутакапитализма и как ответить на вызов, который это пришествие привносит в мир. Поговорим вначале о Марксе и о том методе, который позволял и понимать природу вызовов, и давать ответы на них. Каков он, этот метод, на самом деле? И какова его роль в новой, мутакапиталистической ситуации?

опубликовано в №121 от 1 апреля 2015 г.

В 1992 году со мной начались переговоры по поводу моих дальнейших перспектив. Мол, вы — очень умный и образованный человек... создатель весьма перспективного интеллектуального центра... замечательный режиссер, на спектакли которого все мы ходили... Единственная ваша беда в том, что вы сильно оскоромились коммунизмом. Но это легко поправимо: скажите только, что книга «Постперестройка» была для вас способом изысканно поиздеваться над идиотами, верящими в коммунизм, что это была этакая постмодернистская шутка. Как только вы это публично заявите, перед вами откроются блестящие перспективы...

опубликовано в №120 от 25 марта 2015 г.

Классический марксизм исходил из того, что определенное противоречие будет определенным образом двигать историю. Что же это за противоречие? С одной стороны, капиталистам, конечно, нужно в максимальной степени недоплатить трудящимся, дабы увеличить свои доходы. Но, с другой стороны, конкуренция между капиталистическими государствами, становясь всё более острой, вынуждает капиталиста, превращающегося в госкапиталиста, рассматривать трудящегося не только в виде источника своей прибыли, но и в виде защитника капиталистического отечества.

опубликовано в №119 от 18 марта 2015 г.

В ближайших двух номерах я буду обсуждать злобу дня и не стану обсуждать судьбу гуманизма на историософском уровне, философскую суть марксизма и проблемы этажей человеческой психики. Но уже через два номера я вернусь к обсуждению этих вопросов и доведу это обсуждение до конца. Потому что без их обсуждения ответить на глобальный вызов Россия не в состоянии. А не ответив, она умрет.

опубликовано в №117 от 4 марта 2015 г.

Одно дело — лицезреть все виды расчеловечивания своих соотечественников, людей, находящихся рядом с тобой, мучающихся от голода, скученности, изнуряющего труда, отупляющего быта и всего остального, что порождено прямой, вульгарной, очевидной эксплуатацией. Эксплуатацией именно тех, кто находится рядом с тобой. И другое дело — проникнуться состраданием к народам Азии, Африки и Латинской Америки, которых западные богатеи и их местные холуи нещадно грабят, передавая часть своей грабительской добычи трудящимся, не живущим на азиатско-африканско-латиноамериканской периферии. Ну, проникся ты этим справедливым состраданием. И что?

опубликовано в №116 от 25 февраля 2015 г.

Неужели кто-то считает, что Маркс (а также Энгельс, Ленин и Сталин), столкнувшись с новой проблематикой, цеплялись бы за второстепенные (и даже первостепенные) слагаемые моделей, учений, теоретических построений? При том, что эти слагаемые (а также сами модели, учения и теории) возникали в ситуации, когда эта новая проблематика отсутствовала? А как же тогда быть с известным заявлением Энгельса, не раз повторенным и Лениным, и Сталиным, что «марксизм не догма, а руководство к действию»? И с другими сходными заявлениями всех политиков-марксистов, а ведь таких заявлений, поверьте мне, предостаточно!

опубликовано в №115 от 18 февраля 2015 г.

Этот номер — последний из спецномеров, посвященных зимней сессии Школы высших смыслов. Каков номер, такова и передовица. Уже в следующем номере я вернусь к обсуждению проблемы Четвертого этажа. Которую я, кстати, вовсе не собираюсь обсуждать бесконечно. Что же касается этой передовицы, то в ней целесообразно завершить сжатые обсуждения марксистско-коммунистической проблематики.

опубликовано в №114 от 11 февраля 2015 г.

В этом спецномере мы будем обсуждать коммунизм как нечто, фактически не имеющее альтернативы. Как нечто, принадлежащее не прошлому, а будущему. Как нечто не бредовое, а оптимальное. Стержнем этого обсуждения является всё, что связано с так называемым законом взаимного пожирания.

опубликовано в №113 от 4 февраля 2015 г.

Публикация материалов зимней сессии Школы высших смыслов требует выпуска нескольких спецномеров. Чуть позже мы вернемся и к обсуждению так называемого четвертого этажа, и к обсуждению судьбы гуманизма в XXI столетии. А сейчас у нас на повестке дня именно спецномера. И отвечающие их содержанию передовицы.

опубликовано в №112 от 28 января 2015 г.

На зимнюю сессию Школы высших смыслов приехали, в числе прочих учащихся, и представители отряда «Суть времени», воюющего в Донецке против бандеровской хунты. Сессия открылась показом фильма о том, как воюет отряд. По окончании фильма зал встал. Пятьсот учащихся бесконечно долго аплодировали своим товарищам из отряда. Когда аплодисменты стихли, я спросил собравшихся: «Понимаете ли вы по-настоящему, каждой клеточкой своего тела, что такое «не понарошку»? Или это для вас — все-таки из разряда вымысла, над которым обливаются слезами, а облившись, награждают аплодисментами? Так ощутите же до конца, что там всё не понарошку. Там не понарошку гибнут, не понарошку уничтожают бронетехнику противника, не понарошку стреляют во врагов, не понарошку мерзнут, лечатся от ран и контузий. Ощутите это немедленно — потом будет поздно. Перейдите на эти рельсы «не понарошку». Иначе вы оскорбите и самих себя, и предков, и тех, кто теперь воюет и погибает теперь».

опубликовано в №111 от 21 января 2015 г.

Антигерой фильма Рязанова «Карнавальная ночь» негодует по поводу того, что советские люди не хотят слушать во время новогоднего праздника отчет о деятельности своего предприятия. А, собственно, почему они не хотят в 1956 году (год выхода фильма «Карнавальная ночь», он же — год XX съезда, с которого началась хрущевская десталинизация) слушать этот самый отчет?

опубликовано в №110 от 31 декабря 2014 г.

Заговорив о духе в передачах «Суть времени», я столкнулся с застарелой болезнью упрощенчества. Так называемые марксисты заголосили: «О ужас! Вы говорите о духе и коммунизме одновременно! Услышал бы Вас великий Карл Маркс...». О духе я заговорил потому, что уже в позднем СССР стала побеждать под видом марксизма некая советская чревократия. Особенно ощутима эта победа была в среде так называемой коммунистической номенклатуры. Даже совестливые и вполне конструктивные номенклатурщики были убеждены в том, что их задача — рост материального благосостояния советских граждан. Ничего плохого в росте материального благосостояния я не вижу. Я просто знаю, что само по себе это материальное благосостояние не способно подарить человеку ничего. В том числе и самого наипростейшего счастья.

опубликовано в №109 от 24 декабря 2014 г.

В предыдущей статье я начал обсуждение упрощенчества вообще и страшной роли псевдомарксистского упрощенчества в судьбе СССР и советского проекта. Мы уже установили, что упрощенчество было многоэтапным. На первом этапе Энгельс существенно упростил марксизм, причем наиковарнейшим образом. Потому что упрощение упрощению рознь. Всегда необходимо в определенной степени упрощать сложное, для того чтобы передать его людям, неспособным осваивать это сложное без надлежащего упрощения. Но такое конструктивное упрощение, осуществляемое, в том числе, педагогом, которому надо постепенно вводить юное существо в мир тех или иных сложностей, является обратимым. И именно в этой обратимости — конструктивность подобного упрощения.

опубликовано в №108 от 17 декабря 2014 г.

В предыдущей статье я начал обсуждение упрощенчества вообще и страшной роли псевдомарксистского упрощенчества в судьбе СССР и советского проекта. Называя «страшной» ту роль, которую псевдомарксистское упрощенчество сыграло в судьбе Отечества нашего, я задаю определенную систему мировоззренческих координат. Ту самую, о которой впервые заговорил в цикле лекций «Суть времени».

опубликовано в №107 от 10 декабря 2014 г.

В следующих своих статьях я покажу, что Станиславский отнюдь не собирался ограничиваться общими словами по поводу сверхсознания. И прекрасно понимал, чем оно отличается от подсознания. Здесь же предлагаю разобрать вопрос, в какой мере марксизм противостоит всему, что связано с разработкой вопросов, в той или иной степени касающихся функционирования сверхсознания.

опубликовано в №106 от 3 декабря 2014 г.

Мы ссылаемся на Станиславского, делавшего ставку на сверхсознание. А просвещенный оппонент скажет: «Да полно вам! Ничего внятного по этому поводу Станиславский не сказал и не мог сказать. Потому что ему приходилось работать в условиях этого вашего совка, миль пардон, начиненного материалистическим догматизмом, в рамках которого сверхсознанию, как вы понимаете, места нет».

опубликовано в №105 от 26 ноября 2014 г.

Еще раз оговорю, что наблюдатель, находящийся на четвертом этаже, — это не человек. Это, скорее, один из регистрирующих приборов, которыми располагает человек. А на самом деле — это всего лишь поясняющая метафора, которую я предлагаю принять на вооружение именно в качестве таковой. Не более того, но и не менее. Те, кто слушали в 2011 году мои лекции «Суть времени», не видели никаких притягательных голографических тел, что-то там излучающих. Нечто наподобие этого — опять же, именно наподобие — в каком-то смысле «видел» регистратор, находящийся на четвертом этаже. При том, что глаз у этого регистратора нет. И говорить, что он что-то там «увидел» в буквальном смысле этого слова, нельзя.

опубликовано в №104 от 19 ноября 2014 г.

Имею ли я право продолжить говорить о четвертом этаже даже в этом спецвыпуске? Да, имею. Но говорить об этом буду сообразно содержанию спецвыпуска. Представим себе, что человек — это система, состоящая из нескольких слагаемых. Каждое из которых может образно — именно образно — быть представлено как отдельная сущность. Тогда этих сущностей шесть. Это четыре наблюдателя, находящиеся на четырех этажах и передающие получаемую ими информацию диспетчеру. Это сам диспетчер, принимающий и перерабатывающий информацию. И это потребитель, получающий информацию.

опубликовано в №103 от 12 ноября 2014 г.

С Павлом Васильевичем Симоновым, нашим выдающимся российским психофизиологом, биофизиком и психологом, я встретился в самом начале 80-х годов прошлого века. Перед этим я встречался с Петром Михайловичем Ершовым, выдающимся русским актером, режиссером, теоретиком театра, исследователем психологии человеческого поведения. На тот момент я был начинающим режиссером, руководителем театра, который, казалось бы, не имел никаких шансов выйти из глубокого андеграунда, но уже обладал известностью в узких кругах ценителей театрального искусства.

опубликовано в №102 от 5 ноября 2014 г.

Я возвращаюсь к рассмотрению четвертого этажа после того, как мы обсудили с читателем специфику газеты «Суть времени». И всё то, что позволяет организации с таким же названием выпускать, распространять и осваивать газету на протяжение двух лет. Но для того, чтобы завершить тему сотого номера, еще раз сфокусирую внимание на том, что наиболее важно для нас. И в смысле газеты, и в смысле движения. И в смысле ответа на глобальные вызовы, которые чреваты гибелью страны и крахом всего, что связано с подлинным развитием человечества.

опубликовано в №101 от 29 октября 2014 г.

Это сотый номер газеты «Суть времени». Так что десятую статью «Четвертый этаж» читатель найдет в следующем номере. Здесь же — о сотом номере. Для любой газеты сотый номер — это серьезно. Для нас же это вдвойне серьезно. Почему? Хотя бы потому, что наша газета решила сделать ставку на читателя, способного к интеллектуальному напряжению, ищущего такого напряжения и даже тоскующего без оного.

опубликовано в №100 от 22 октября 2014 г.

Цикл передач «Суть времени» был впоследствии издан в виде одноименной книги. Разница между этой книгой и циклом передач в точности равна разнице между текстом и высказыванием. Книга «Суть времени» — это текст. В конце концов, текст можно вообще лишить авторства. Ну убирается мое имя с обложки — что с того? Читатель знакомится с текстом и говорит: «Кто бы ни был автором этого текста, он заслуживает внимания по таким-то и таким-то причинам». Цикл передач «Суть времени» — это высказывание, в котором содержание не может быть отделено от личного присутствия человека, излагающего это содержание.

опубликовано в №99 от 15 октября 2014 г.

Про Стрелкова я в газете больше писать не буду. В передачах «Смысл игры» говорить буду, а в газете — нет. А вот о четвертом этаже — буду. На минуту предположим, что четвертого этажа нет. А значит, этажей всего три. Каково тогда содержание каждого из этих этажей?

опубликовано в №98 от 8 октября 2014 г.

Меня упрекают — в чем-то справедливо, а в чем-то нет — за то, что, начав обсуждение очень важной темы так называемого четвертого этажа, я не довел это обсуждение до конца. И полностью погрузился в политическую конкретику. Справедливость этого упрека состоит в том, что любую начатую тему надо доводить до конца. Что я и делаю теперь, после того как острота конкретных политических, да и иных боев временно поубавилась. В чем же тогда несправедливость этого упрека? В том, что упрекающие меня в отсутствии предельной концентрации на столь важной теме не до конца понимают мою жизненную позицию вообще и то, как я отношусь к психологической проблематике в частности.

опубликовано в №97 от 1 октября 2014 г.

Политическая война в Донецке, начатая «Сутью времени», очень долго превратно истолковывалась и нашими врагами, и просто недалекими и малокомпетентными людьми. Затем она стала уже не только нашим личным — весьма рискованным и трудозатратным — проектом. Она стала общим делом для многих. И в итоге возникла общая победа, которая не была бы возможна, если бы в этой войне участвовали только мы. Но и без нас, как это все понимают, вместо этой победы Россия получила бы нечто весьма прискорбное.

опубликовано в №94 от 10 сентября 2014 г.

Я хочу обсудить с читателем четыре круга, на которые распадается человечество или, по крайней мере, его политизированная часть.

опубликовано в №92 от 27 августа 2014 г.

Вернувшись из ДНР, я сразу же оказался на Летней школе. Эта школа проходила под завывания блогеров о том, что «Суть времени», наконец-то, сольется, благодаря моим «чудовищным антистрелковским действиям» в ДНР. Вакханалия творилась невероятная. Такой не было ни после Поклонной горы, ни после Колонного зала. Проще всего сказать, что вопли о том, что теперь-то «Суть времени» рухнет, распадется, исторгались только людьми продажными. Заводилами, конечно, были исключительно продажные блогеры. Но им подпевали, причем вполне активно, люди не продажные, а просто слабые. Не способные плыть против течения так называемого общественного мнения.

опубликовано в №91 от 20 августа 2014 г.

7 июля прошла пресс-конференция моя, которую все вы видели. После нее мне позвонил Игорь Иванович Стрелков и сказал, что он восхищен. Восхищен содержанием, формой, предложениями и всем прочим. И предлагает личную встречу. Я, естественно, согласился. Мне было сказано, что эта встреча должна состояться в СБУ (это там, где расположился народный губернатор). И что он гарантирует мне личную безопасность.

опубликовано в №85 от 9 июля 2014 г.

Франция, 1789 год... Поручик Буонапарте, будущий император Наполеон I, наблюдает за тем, как развиваются события. И утверждает, что одна военная часть с решительным командиром может разогнать весь этот сброд. Через несколько лет молодой Бонапарт, став революционным генералом, казалось бы, доказывает правоту этой своей позиции, расстреляв картечью роялистов у церкви св. Роха.

опубликовано в №84 от 2 июля 2014 г.

Что такое 400 тысяч украинских беженцев, оказавшихся на юге России, могут понять только те, кто сам испытал эту горькую участь или работал в зонах средоточия огромного числа беженцев. Мне приходилось работать в таких зонах. Оказавшись в них, ты практически перестаешь спать. И начинаешь особо яростно работать, в том числе и потому, что лишь такая работа позволяет отчасти избавиться от эмоций, имеющих разрушительный характер.

опубликовано в №83 от 25 июня 2014 г.

Я уже не раз обращал внимание читателей на то, что общее население Донецкой и Луганской областей составляет почти 8 миллионов человек. А население Приднестровья в момент, когда приднестровцы восстали против насильственной молдавизации / румынизации, составляло чуть более 700 тысяч человек. Что тем самым в 2014 году Донецк и Луганск являются очагом сопротивления, в одиннадцать раз большим, чем тот очаг сопротивления, который возник в Приднестровье в начале 90-х годов ХХ века.

опубликовано в №82 от 18 июня 2014 г.

В 2006 году я написал книгу «Слабость силы». Вскоре эта книга была переведена на английский. Она обсуждалась на достаточно авторитетных международных семинарах. И что с того? Те из героев этой книги, кто остался жив, продолжают ни в чем себе не отказывать. Они запутывают себя и других в идиотских и циничных хитросплетениях, выдаваемых за большую политику. Они волокут мир в ядерную войну. А все авторитетные участники международных семинаров, дававшие моей книге высокую оценку, как зачарованные, наблюдают за действиями героев моей книги. Которые мне всё более напоминают то ли героев пьесы Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора», то ли героев пьесы Беккета «В ожидании Годо».

опубликовано в №81 от 11 июня 2014 г.

Недавно я услышал, что Ленский — это добрый жизнелюбивый украинец. А Онегин — злобный москаль. И что именно поэтому Онегину не нравится Ольга, в которую влюблен Ленский. Мол, красна, кругла лицом, как настоящая украинская красавица. Что ж, еще одно мутное оценочное суждение... О котором я вспомнил, взявшись за перо для написания этой статьи. И еще раз, перелистав хронику, ознакомившись с тем, как миролюбивые, жизнелюбивые враги москалей расстреливают детские дома и школы, убивают мирных жителей, расправляются с ранеными, сжигают заживо загнанное в ловушку инакомыслящее одесское мирное население.

опубликовано в №80 от 4 июня 2014 г.

25 мая на Украине прошли выборы. Выборам предшествовало нечто странное и зловещее. С экранов украинского телевидения и со страниц украинских газет на население Украины изливалась низкопробная русофобская ложь, густо сдобренная предвыборными дискуссиями в плюралистическом духе. Предвыборный плюрализм сводился к тому, что кандидаты, каждый на свой лад, предлагали избирателю бандеровщину в разной политической упаковке.

опубликовано в №79 от 28 мая 2014 г.

9 мая 2014 года, Россия... Кто вывел народ на улицы в неслыханном количестве? Никто не вывел. Это — самоорганизация. Либералы в нее не верят. И яростно пытаются убедить своих сторонников в том, что всё на свете: от крымских отрядов самообороны и Красного марша по улицам Москвы до вдохновенного народного отпора бандеровцам и особого подъема народных масс 9 мая 2014 года — сооружает Кремль. Но даже их завзятые сторонники, сталкиваясь с фактами самоорганизации, с энергетикой самоорганизации, с языком самоорганизации, начинают задумываться: слишком уж всё это несводимо к кремлевским административным манипуляциям.

опубликовано в №78 от 21 мая 2014 г.

9 мая 2014 года праздновалось у нас особым образом. Народ без труда установил явную и очевидную связь между бандеровскими бесчинствами на Украине и бесчинствами нацистов, побежденных нами в 1945 году. Народ уловил и другую связь — между отпором нацизму в ходе Великой Отечественной войны и отпором бандеровцам на Юго-Востоке. Отдавая дань павшим в Великой Отечественной войне, народ отдавал дань и современным борцам с нацизмом в его бандеровском варианте.

опубликовано в №77 от 14 мая 2014 г.

Я помню, как праздновалось 9 Мая в советское время. Этот праздник был пронизан глубокой искренней теплотой, подлинной благодарностью к героям. А еще он был пронизан своеобразной успокоительностью. Все были уверены, что нацистская гадина никогда снова не заползет на нашу родную землю.

опубликовано в №76 от 7 мая 2014 г.

Почему этот номер посвящен детальному анализу соцопроса, а не жгучим событиям в Донецке или Луганске?

опубликовано в №72 от 9 апреля 2014 г.

Прошло три года с тех пор, как сформировалась «Суть времени». Но что значит «сформировалась»? Три года назад мы обнаружили, что цикл интернет-передач «Суть времени» привлек внимание намного большее, чем мы предполагали. Тучки оранжизма уже начинали понемногу сгущаться над Россией. Мир переводили, причем достаточно активно, в так называемую стадию турбулентности. Грешно было в этой ситуации не использовать хотя бы самые крохотные шансы на формирование новой лево-патриотической организации. Тем более что КПРФ очевидным образом готовили к участию в оранжизме.

опубликовано в №71 от 2 апреля 2014 г.

В Симферополе меня пригласили в клуб экспертов на круглый стол. Я пришел и предуготовился к тому, что всегда происходит на всех московских круглых столах. То есть к бесконечному самолюбованию выступающих. К их воинствующему нежеланию обсуждать предлагаемую тему. И так далее. Но всего этого не было и в помине. Не было и тоскливого московского либерального чванства. Все выступающие не скрывали своей разумной патриотической ценностной установки. Все они были заняты не самолюбованием, а разбором беспокоившей их ситуации, анализом вызовов, обсуждением того, как на эти вызовы отвечать.

опубликовано в №70 от 26 марта 2014 г.

Вскоре я вернусь к передовицам, посвященным «Четвертому этажу», а сейчас... Сейчас надо разбирать украинские ошибки — так, как полагается разбирать ошибки тем, кто сохраняет волю к победе. Такой «разбор полетов» не имеет ничего общего с унылым скулежом на тему о том, «как же они нас сделали». Выявил свои ошибки — исправляй! И сразу же переходи в контратаку. В сущности, в контратаку уже переходят — в Донецке, Харькове, в других местах. И переходят в контратаку граждане, ненавидящие бандеровскую чуму, а не холопы, ждущие ввода русских танков. И именно для того, чтобы содействовать успеху этой контратаки, я и веду разговор об ошибках — совершенных большинством населения в Москве в августе 1991 года и в Киеве зимой 2013–2014 годов.

опубликовано в №68 от 12 марта 2014 г.

Чему должна быть посвящена передовица сейчас? Ясно, что не итогам Олимпийских игр. Ну, прошли они без эксцессов — и слава богу. Приятно, что результаты неплохие. Но, в каком-то смысле, согласитесь, не до этих приятностей.

опубликовано в №66 от 26 февраля 2014 г.

Для того чтобы не ощущать уже в 1912 году неминуемое приближение Первой мировой, просвещенным кругам тогдашней Европы нужно было впасть в особое состояние. Ну так они в него и впали. Причем задолго до 1912 года. Что же это за состояние?

опубликовано в №65 от 19 февраля 2014 г.

Я очень ценю и тон, и содержание высказываний украинского журналиста по фамилии Бузина, который участвовал в передаче «Специальный корреспондент». Но он тотально неправ, когда говорит о том, что главное во власти — это сила. Да, бессильная, слабая власть — отвратительна. Но главное во власти — это народ! Организованный народ!

опубликовано в №64 от 12 февраля 2014 г.

Слово «прозрение» имеет характер а) оценочный, б) нескромный: «Долго был слеп, и надо же — прозрел наконец. И, прозрев, стал проникать в суть вещей». Поэтому давайте лучше говорить об инсайте. То есть о том же самом за минусом патетики и нескромности. Мой недавний инсайт, о котором я решился сообщить читателям газеты «Суть времени», касается событий на Украине.

опубликовано в №63 от 5 февраля 2014 г.

Приведу последние строки изучаемого мною стихотворения Лермонтова.

И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

опубликовано в №62 от 29 января 2014 г.

Разговор о четырех — и именно четырех! — этажах, определяющих отношение к Отечеству, нельзя длить годами и даже месяцами. Будучи зачем-то поставленным в политическую повестку дня, этот разговор требует внятного, то есть хорошо оформленного и не превращенного в бесконечное нытье завершения.

опубликовано в №61 от 22 января 2014 г.

«Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить!» Так звучит в переводе Пастернака великая фраза шекспировского Гамлета. Может быть, самая великая из всех фраз, когда-либо сказанных представителем рода человеческого.

опубликовано в №59 от 18 декабря 2013 г.

Я уже предупреждал читателя о том, что газета «Суть времени» будет достаточно быстро меняться в связи с созданием кафедр «Школы сути». Первыми ласточками этих изменений, носящих идеологический и, одновременно, организационный характер, являются статьи в этом номере газеты. К статьям, написанным руководителями кафедр, всё больше будут добавляться статьи тех, кто успешно проходит обучение на кафедре. И это еще не всё! Ждите более глубоких изменений — номеров газеты, изданных одной из кафедр, например. Да, руководить изданием номера будет заведующий кафедрой. Но писать статьи будут обучающиеся на кафедре.

опубликовано в №58 от 11 декабря 2013 г.

В предыдущей статье я описал три этажа человечности, оговорив, что поскольку мое описание не находится в остром конфликте с тем, что описано Фрейдом, то три этажа лучше называть именно так, как их называл Фрейд. А называл он их «Оно», «Я» и «Сверх-Я». В той же статье я попросил у ревностных последователей Фрейда прощения за вольное толкование вышеназванных трех этажей. Мне-то кажется, что Фрейд вкладывал в «Оно», «Я» и «Сверх-Я» примерно то содержание, которое я предложил читателю предыдущей статьи. Но кто знает...

опубликовано в №57 от 4 декабря 2013 г.

Я очень сложно отношусь к Зигмунду Фрейду и его учению. Да, именно сложно. С одной стороны, я понимаю, в чем основной посыл этого учения. Он в том, что человек мог стать человеком, только перерезав пуповину между собой и животным миром. Что и было сделано. Ножом, перерезавшим эту пуповину, стали разного рода запреты, они же табу. Эти табу создали скелетную конструкцию человечности.

опубликовано в №56 от 27 ноября 2013 г.

Что, собственно, могло заинтересовать Ленина в творчестве Джека Лондона? Ленин был высокообразованным человеком... Он с огромным интересом перечитывал и конспектировал Гегеля. И тут какой-то американский писатель с его рассказиками. Окончательного ответа на этот вопрос нет и не может быть. Но, скорее всего, Ленина привлекло в американском писателе некое волевое начало.

опубликовано в №55 от 20 ноября 2013 г.

Без разговора о Духе и о враге человечества никакой глубокий диалог между разными мировоззренческими сообществами невозможен в принципе. Потому что источник беды, которую мы лицезрим в сфере, именуемой «онтология», находится за пределами этой сферы. А ведь онтология — это не быт, а бытие. То есть и состояние нашего общества, и состояние нашего государства, и состояние нашей обороны и безопасности, и состояние нашей промышленности, науки, сельского хозяйства, здравоохранения, культуры.

опубликовано в №54 от 13 ноября 2013 г.

7 ноября 2013 года мы отметим 96-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. А всего лишь через четыре года — ее столетие. Чуете? К столетнему юбилею Великой Французской буржуазной революции немереным трудом французских мыслителей была завоевана определенная историческая умудренность. К счастью для человечества, не любая умудренность приводит к бесстрастию. Порой умудренность даже наращивает энергию тех или иных страстей, но она, безусловно, придает этой энергии новое качество.

опубликовано в №53 от 6 ноября 2013 г.

В Софию я приехал по просьбе моей доброй давней знакомой Татьяны Аркадьевны Жданок. Она депутат Европарламента, известный и очень нетипичный правозащитник. Ведь для типичных правозащитников ущемление прав русских и русскоязычных вообще не является сколько-нибудь значимым. Что же касается Жданок, то она сделала защиту этих прав лейтмотивом своей правозащитной и собственно политической деятельности.

опубликовано в №52 от 30 октября 2013 г.

Наш митинг на площади Революции в защиту РАН показал, что раскол научного сообщества в целом и академического научного сообщества в том числе — неизбежен. Разговоры о том, что всё академическое сообщество проигнорировало «Суть времени», — определенно пустопорожние. Пройдет два–три месяца, и вокруг предложенного нами проекта сплотится определенная часть этого самого сообщества. А другая часть сплотится вокруг проекта, который я называю «проектом Латыниной».

опубликовано в №51 от 23 октября 2013 г.

Иногда об одном и том же надо говорить неоднократно. Я уже проводил параллели между газетой «Суть времени» и газетой «Искра», подчеркивая, что в этом нет ни тени самовосхваления. Что речь идет только о функциональном сходстве. То есть о том, что есть газеты, желающие «всего лишь» информировать читателя (просвещать его, ну в крайнем случае — воспитывать и не более того). А есть газеты, которые, конечно же, хотят и того же самого, и одновременно чего-то большего. Чего же именно?

опубликовано в №49 от 9 октября 2013 г.

Много говорится о провале социологов, не сумевших предсказать результаты выборов мэра Москвы, о сенсационной победе Навального и так далее. Читая эти высокомудрые размышления, я зачастую перестаю понимать, потеряли ли их авторы чувство реальности или сознательно манипулируют поведением тех, кого надо в максимальной степени от этой самой реальности оторвать.

опубликовано в №48 от 2 октября 2013 г.

Те, кто регулярно читает газету «Суть времени», уже убедились в том, что это особая газета. Начав ее выпускать, мы предупредили об этом читателя, проведя параллель между «Сутью времени» и газетой «Искра», выходившей в начале ХХ века.

опубликовано в №47 от 25 сентября 2013 г.

В предыдущем номере я уже предупреждал читателя о том, что во время, когда будут выходить с 34-го по 40-й номера газеты, коллектив авторов, выпускающих газету «Суть времени», займется лихорадочным созданием учебников. А в газете «Суть времени» в течение этого периода будет печататься моя книга. Потом коллектив авторов опять займется газетой.

опубликовано в №33 от 19 июня 2013 г.

Два номера: этот, №32, и следующий, №33 — выйдут в обычном режиме. То есть со статьями — моими и моих соратников — посвященными конкретным видам военных действий, ведущихся против России и человечества. Начиная с №34, в газете начнет выходить моя книга об этой войне, в которой будут подробно разобраны ее этапы, ее субъектность, ее цели и многое другое.

опубликовано в №32 от 12 июня 2013 г.

Я внимательно читаю статьи далеко не глупых людей, в большей или меньшей степени принадлежащих к либеральному лагерю. Статей много. В каждой из них обсуждается под тем или иным углом логика действий нынешнего Кремля. Иногда именуемого «властью», иногда «Системой», а иногда и «чекистским монстром».

опубликовано в №31 от 5 июня 2013 г.

Обсуждаемый мною ультиматум называется «Открытое письмо». Он напечатан на бланке под шапкой «Российское Дворянское Собрание (круглый стол)». Над шапкой — корона. Под шапкой справа — дата: 18 марта 2013 года. Еще ниже справа — список лиц, которым адресован документ. Это Президент РФ В. В. Путин, Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев, министр иностранных дел С. В. Лавров, мэр Москвы С. С. Собянин.

опубликовано в №29 от 22 мая 2013 г.

Вскоре состоится съезд «Объединенного народного фронта» (ОНФ). В виду этого события господин Злобин публикует в «Российской газете» статью «Как прожить без партии». Над заголовком статьи крупными буквами написано: «Взгляд из США».

опубликовано в №28 от 15 мая 2013 г.

24 апреля мы сдали в приемную Президента еще 92 598 подписей под письмом протеста против их ювенальных затей. И 38 906 подписей под письмом протеста против их затей в сфере образования. Итак, всего мы сдали до четверти миллиона (!) живых подписей под первым письмом.

опубликовано в №26 от 1 мая 2013 г.

Напомню читателю ту цитату из выступления Д. Медведева на открытии проекта «Гражданский университет», которой я посвятил свою статью «Реакционная аналитика» («Суть Времени» №24).

опубликовано в №25 от 24 апреля 2013 г.

В предыдущей редакционной (и, безусловно, реакционной) статье я обсудил некое политическое безумие, превращающее в опасность №1 наше движение «Суть времени». Ну и, конечно же, меня как лидера этого — почему-то кого-то неоправданно беспокоящего — движения.

опубликовано в №24 от 17 апреля 2013 г.

Мы специально приберегли к праздничной дате спецрепортаж о митинге 25 апреля 2013 года на площади Революции. Потому что негоже в такой праздничный день выпускать номер, похожий на все остальные. Конечно, нельзя все время жертвовать интересами проекта ради праздников. Работать надо.

опубликовано в №27 от 8 мая 2013 г.
Рационально интерпретировать иррациональное — это значит самим проявлять иррациональность особого рода. Она называется «синдром рационализации». Противник рехнулся и действует, как пациент Кащенко. А вы, вместо того чтобы позвать психиатра и дать точный прогноз действиям рехнувшегося противника, исходите из того, что ваш противник не пациент Кащенко, а Шлиффен, Мольтке или Наполеон.
опубликовано в №23 от 10 апреля 2013 г.

9 февраля 2013 года на наш съезд в Колонном зале пришел Президент России. И началось! Враги закатили истерику, причем неслыханную. Налицо согласованное участие в истерике зюгановцев и либералов. А также многих других. Налицо и другое — новый подход врага к организации истерик по нашему поводу.

опубликовано в №22 от 3 апреля 2013 г.

20 марта 2013 года. В «Новой газете» опубликована статья А. Столярова «Метафизический вызов». Автор рекомендует нам превратиться в новый народ, способный приспособиться к современности. И призывает использовать опыт средневековой Европы, которая, дабы приспособиться к современности, создала новый народ — рыцарство.

опубликовано в №21 от 27 марта 2013 г.

Что породило псевдоэкспертную болтовню о тонкой интриге какого-то сталинистско-путинистского лобби, продвигавшего на пост главы Центробанка Сергея Глазьева? Ишь ты — лобби! Ну понятно — Каспаров. Ему денежки надо выбить на борьбу с этим несуществующим лобби. Вот он и выдумывает.

опубликовано в №20 от 20 марта 2013 г.

Умер президент Венесуэлы Уго Чавес. Дней за десять до его смерти я оказался в парикмахерской: надо было срочно постричься. Парикмахерша, видимо, видела меня в каких-то телепередачах. Я сразу почувствовал, что ей хочется задать мне какой-то вопрос, но она стесняется. Под конец стрижки она все же спросила: «Скажите, а Чавес жив?»

опубликовано в №19 от 13 марта 2013 г.

25 февраля 2013 года. Сайт «Polit Online». Андрей Мальгин: «Все идет по сценарию. Формально организатор — Кургинян. Своего, конечно, ничего придумать не могут. Если был марш против подлецов — значит нужен марш подлецов».

опубликовано в №18 от 6 марта 2013 г.
Понимаю естественность желания наших активистов присоединиться к митингам в защиту детей, объявленных нашими союзниками по Коалиции родительских организаций. Но считаю, что коль скоро это естественное желание возобладает, мы совершим непоправимую политическую ошибку. И сыграем на руку нашим белоленточным врагам.
опубликовано в №17 от 27 февраля 2013 г.

В связи с тем, что произошло 9 февраля 2013 года в Колонном зале Дома Союзов, я считаю необходимым вернуться к уже обсужденной ранее теме. И напомнить читателю уже приводившиеся мною слова одного опытного туриста.

опубликовано в №16 от 20 февраля 2013 г.

Я хотел бы подвести черту под нашим съездом. Да, время от времени будут происходить какие-то успехи... Но ради бога, прошу вас всячески: не рассчитывайте ни на какие успехи, рассчитывайте только на себя.

опубликовано в №15 от 13 февраля 2013 г.

«Все тайное когда-нибудь становится явным»? Убили Кеннеди. Свалили это убийство на Освальда. Убили Освальда. Убили убийцу Освальда. Попытались накормить народ тухлятиной — расследованием комиссии Уоррена. Народ стошнило. Его сочувственно похлопали по плечу. И, сославшись на необходимость блюсти национальную безопасность, засекретили все материалы по убийству Кеннеди.

опубликовано в №14 от 6 февраля 2013 г.

Политический кризис набирает обороты. Когда о пагубной роли Д. Медведева в судьбе ливийского народа говорит генерал Ивашов — это одно. Но когда об этой роли говорят и крупные дипломаты, и сам Евгений Максимович Примаков, то это, согласитесь, совсем другое.

опубликовано в №13 от 30 января 2013 г.

В марте 2011 года был создан виртуальный клуб «Суть времени» (сокращенно — ВКСВ). За прошедшие 22 месяца ВКСВ осуществил целый ряд важнейших политических акций, существенно повлиявших на ситуацию в России, а значит, и в мире.

опубликовано в №11 от 16 января 2013 г.

В 2012 году вышло десять номеров газеты «Суть времени». Но первый номер, выходящий в 2013 году, по определению не может быть рядовым. Вот почему мы в этом номере будем говорить и о новом 2013 годе в целом, и о «нашем новом годе». То есть о новом периоде в жизни нашей организации.

опубликовано в №11 от 16 января 2013 г.

30 декабря 1922 года состоялся I Съезд Советов СССР, съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. На этом съезде было провозглашено образование первого в мире многонационального социалистического государства. Спросят: «Ну и что?» Такой вопрос возможен только в «зоне Ч».

опубликовано в №10 от 26 декабря 2012 г.

В детстве мне рассказали впечатлившую меня притчу о конфиденциальной беседе Мао Цзэдуна со Сталиным. Якобы во время этой беседы Мао Цзэдун спросил Сталина: «Что является тем самым главным, от чего зависит все остальное?» А Сталин ответил: «Главное, чтобы народ работал».

опубликовано в №9 от 19 декабря 2012 г.
«Нонче барышни как-то уж очень низко летают. Не иначе как к дождю», — говорит прохожий приятелю, наблюдая за тем, как из окна дома выкидывают женщину. «Нонче» низко летают не только барышни (Скрынник, Васильева и другие), но и кавалеры. И это, безусловно, к дождю. Судите сами.
опубликовано в №8 от 12 декабря 2012 г.

15 ноября 2012 года палата представителей Конгресса США приняла закон Магнитского. Считается, что до конца ноября этот закон будет одобрен Сенатом. И до Нового года будет подписан президентом США Бараком Обамой. И теперь, перефразировав знаменитое «С кем вы, мастера культуры?», можно задать вопрос: «С кем вы, обитатели политического Олимпа?»

опубликовано в №7 от 5 декабря 2012 г.
Супервзрыв «перестроечного Чернобыля» сформировал «Зону Ч». В «Зоне Ч» протекают «процессы Ч». На языке теории систем это означает, что «система Ч» (симбиоз среды и тех, кто в ней обитает) движется по «траектории Ч». Мы – пассажиры «поезда Ч», который куда-то движется по «рельсам Ч». Так куда же несешься ты, «поезд Ч», он же – Российская Федерация?
опубликовано в №6 от 28 ноября 2012 г.

Добиться отторжения обществом хотя бы самого вопиющего смрада – вот проблема №1. Почему Млечин и Сванидзе, с упоением отстаивая в программе «Суд времени» смрадную версию советских преступлений в Катыни, не соглашались отстаивать версию, согласной которой большевики были немецкими шпионами, брали немецкие деньги и так далее? Потому что версия была СЛИШКОМ смрадной даже для них. А для других?

опубликовано в №5 от 21 ноября 2012 г.

Шекспир грубее и умнее тех, кто переводил его на русский язык. Его герой не страдает по поводу порвавшейся цепи времен, а злится: «Почему я должен чинить это растреклятое время?» В самом деле, а почему?

опубликовано в №4 от 14 ноября 2012 г.

Нужны ли стране интеллектуальные клубы? Разумеется, нужны.

Нужно ли, чтобы наряду со старыми интеллектуальными клубами, как Валдайский клуб, давно окормляемый Сергеем Карагановым, возникали еще и новые клубы? Изборский клуб, например?

опубликовано в №3 от 7 ноября 2012 г.

Меня не покидает странное ощущение. Как будто бы в одночасье слишком многие представители политической профессии перестали эту профессию уважать. И в силу этого стали писать тексты «через не хочу». Ярчайший пример – господин Белковский. Прочитайте его статью о Путине в «Московском комсомольце».

опубликовано в №2 от 31 октября 2012 г.

Проведенные нами социологические опросы показывают, что против «сванидизации» («десталинизации», «десоветизации» и так далее) – 89,7% нашего населения. То же самое показывают теледебаты. Так-то оно так, но... Ведь и на референдуме в защиту СССР проголосовало большинство населения.

опубликовано в №1 от 24 октября 2012 г.